Новости Электротехники 4(106) 2017







<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №4(10) 2001

Стратегия успеха: Система Менеджмента Качества по ISO серии 9000



Дмитрий Семибратов, руководитель департамента проблем управления ООО «Петербургское финансово-юридическое бюро»

В предыдущем номере журнала мы знакомили читателя с понятием Системы Менеджмента Качества (СМК). Напомним читателю, что Система Менеджмента Качества включает в себя организационную структуру управления компанией, ответственность руководства, процедуры, процессы и ресурсы. Теперь расскажем об основных вехах создания СМК.

Итак, решение о разработке и внедрении Системы Менеджмента Качества (СМК) на вашем предприятии в соответствии с Международными стандартами ISO серии 9000 принято. С чего же начать?

В самом начале деятельности необходимо определиться, будут ли сотрудники вашей компании пытаться разрабатывать СМК под руководством только высшего руководства организации, без какой-либо помощи извне, либо для координации работ, внедрения психологии менеджмента качества и помощи при разработке нормативных документов компании будут привлечены эксперты – специалисты из компетентных консалтинговых компаний. Следует отметить, что в основном руководители выбирают последнее, то есть привлекают внешних консультантов, которые более компетентны в вопросах разработки СМК в соответствии со стандартами ISO. К достоинствам этого пути можно отнести значительное сокращение сроков разработки СМК, методическое и методологическое обеспечение, а также профессионализм консультантов, подтвержденный сертификатами и дипломами.
Некоторые компании пытаются разрабатывать СМК самостоятельно. Они направляют своих сотрудников на обучение, а затем, используя их знания, планомерно готовят предприятие к сертификации. Но таких предприятий мало. «Пока гром не грянет...», пока в очередном договоре не появится требование о наличии сертифицированной СМК, руководители стараются отложить эту проблему, а когда их ставят перед фактом, тут уже большую роль играют сроки разработки и, конечно, без консультантов уже не обойтись.

Пути внедрения СМК
На сегодняшний день существуют три основных направления внедрения процедур Системы Менеджмента Качества:
1. Разработка формального пакета документации, соответствующей стандартам ISO серии 9000 с последующим проведением работ по их внедрению. При реализации данного пути эффект от внедрения разработанных процедур минимален, так как реальных изменений в экономике и организации производства практически не происходит. На такой вариант обычно идут руководители компаний, которым необходим только сертификат как документ и которым не интересен процесс реинжиниринга компании и улучшения качества выпускаемой продукции (или оказываемых услуг). Следует отметить, что данный путь обычно предлагается компаниям, которые не претендуют на сертификацию во всемирно признанных органах по сертификации и продукция которых не экспортируется.
2. Второй путь связан с попытками творческого переосмысления существующих управленческих стандартов предприятия и приведение их в соответствие с Международными стандартами ISO серии 9000 с учетом особенностей определенной отрасли. По такому пути преимущественно идут оборонные и крупные производственные предприятия с устоявшимися традициями. Как правило, на таких предприятиях имелся многолетний опыт работы с системами управления качеством, такими как КС УКП (Комплексная Система Управления Качеством Продукции), КАНАРСПИ (КАчество, НАдежность, Ресурс С Первых Изделий) и т. д. В этом плане персонал привык работать в системе. Другой вопрос, что внедрение психологии менеджмента качества на больших предприятиях происходит очень тяжело, так как людям надо переосмысливать подход к понятию «качество». Если раньше это слово подразумевало отбраковку некон-диционной продукции, то теперь требуется предотвращать даже возможность возникновения брака.
Этот путь позволяет добиться определенной упорядоченности в деятельности предприятия. Как вы понимаете, первые два пути не меняют сам процесс менеджмента, направленного на улучшение качества выпускаемой продукции (оказываемой услуги), а лишь вносят некоторые элементы отслеживания и корректировки. Кроме того, выбирая какой-либо из этих 2-х путей, компании очень трудно будет выйти на процесс сертификации во всемирно признанных органах по сертификации.
Поэтому организации, претендующие на получение сертификата в авторитетных органах по сертификации, таких как Российский Морской Регистр Судоходства, DNV, TUV, BVQI, SGS, Lloyd Register, должны избирать третий путь.
3. Для реализации этого пути необходимо выполнить комплекс работ не только по созданию СМК, но и по одновременному формированию условий для ее эффективного функционирования. Это означает необходимость создания таких производственных отношений, которые основаны на заинтересованности изготовителя в удовлетворенности потребителя. Причем, эта заинтересованность должна исходить как от высшего руководства компании, так и от всех ее сотрудников. При этом понятие «качество» рассматривается не только по отношению к готовому продукту, но и прежде всего на каждом этапе жизненного цикла продукции. Третий путь внедрения стандартов ISO позволяет получить оптимальную результативность и эффективность от функционирования Системы Менеджмента Качества предприятия. Этот путь предлагается для компаний, которые серьезно заявляют о своем «курсе на качество».

Этапы внедрения СМК
Изначально проводится предварительный анализ деятельности компании на соответствие Международным стандартам ISO серии 9000, а именно анализ схемы построения организационной структуры управления компанией, производственных процессов, готовых процедур в текстовом формате и нормативно-технической документации, ресурсов, обеспечивающих проведение политики в области качества и реализацию поставленных целей в области качества.
Для продуктивной работы по созданию СМК необходимо назначить представителя руководства по качеству, это должен быть руководитель высшего звена с широкими административными полномочиями, который будет координировать деятельность разработчиков. Так же из числа персонала нужно выделить рабочую группу с целью распределения обязанностей и ответственности за разрабатываемую и внедряемую документацию, а также для доведения до сведения всего персонала компании мотивации и психологии менеджмента качества.
Подготовительный этап
На данном этапе среди персонала компании ведется работа по изучению стандартов ISO серии 9000, разъясняются их основные требования, проводятся семинары по ознакомлению с основными принципами менеджмента качества. Разрабатывается структура Системы Менеджмента Качества, проводится распределение обязанностей и ответственности в области качества между сотрудниками компании.
Вырабатываются основополагающие документы СМК:
  • политика в области качества;
  • цели по качеству;
  • организационная структура
  • управления компанией.
Также немаловажным является определение механизма контроля и управления процессом разработки и внедрения СМК.
  • Разработка нормативной документации СМК
В рамках этого этапа определяется структура и идентификация документов, которые будут иметь обращение в СМК; разрабатывается пакет нормативной документации, соответствующей стандартам ISO. Основные нормативные документы, входящие в этот пакет, включают:
  • общие процедуры (управление документооборотом, управление персоналом, маркетинг, внутренние проверки качества и т. д.);
  • операционные процедуры (регламентируют процессы по профилю деятельности компании);
  • должностные инструкции (определяют обязанности сотрудников и их ответственность).
На этапе разработки нормативных документов большое внимание следует уделять применимости разрабатываемых процедур. Для компетентного осуществления внутреннего аудита несколько сотрудников компании проходят обучение с выдачей сертификата внутреннего аудитора СМК.
Внедрение СМК
Пользователями процессов проводится доскональный анализ адекватности разработанных процедур, при котором выявляются недочеты и недоработки. Производится корректировка процессов и документации. После полного согласования документированных процедур с высшим руководством компании происходит непосредственное внедрение документации, в соответствии с которой начинает работать весь персонал компании.
После того как компания некоторое время проработала в соответствии с внедренной документацией, проводится внутренний аудит с целью подтверждения соответствия функционирования СМК установленным требованиям и устранения выявленных несоответствий. После проведения внутреннего аудита и устранения выявленных несоответствий подается заявка на сертификацию.

Проблемы, возникающие при внедрении СМК. Среди самых общих проблем можно отметить следующие:
  • деятельность созданных в организации рабочих и руководящих органов в области качества не соответствует традиционному менеджменту компании и вызывает ощущение излишней документированности;
  • разработанные программы управления качеством воспринимаются персоналом организации как формальность, а не как план логичных и согласованных действий;
  • трудно понимаются требования стандарта и привязка требований к деятельности организации.
Сертификация СМК на соответствие стандарту ISO 9001:2000
Сертификация СМК включает в себя две составляющие:
1. Аудит адекватности, в ходе которого экспертами-аудиторами органа по сертификации проверяются все документы СМК на соответствие стандарту ИСО 9001:2000.
2. Аудит соответствия, в ходе которого проверяется деятельность компании в соответствии с процедурами, описанными в документации СМК.
В случае успешного прохождения этих составляющих эксперами-аудиторами составляется отчет и принимается решение о выдаче сертификата соответствия МС ИСО 9001:2000. Схема сертификации СМК представлена на рисунке.




WebStudio Banner Network

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Copyright © by news.elteh.ru
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции news.elteh.ru
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Новости: выпущена свежая хакерская утилита на сайте Кнеп