Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №1(13) 2002

АРХИВ



«Не станут ли наши заводы придатком к «Сименсу» и «Вестингаузу»?» («Новая Сибирь», 29 (462), 20.07.2001) Стоит ли сегодня всерьез задаваться вопросом, на который журнал «Электричество» ответил еще сто лет назад?

«...вольтметры и амперметры Chauvin`а и Arnoux основаны на принципе подвижной гальванометрической рамы, помещенной в постоянном магнитном поле. ...Стержень, приделанный к раме, снабжен на своем конце пером, которое и вычерчивает дiаграммы изменений силы тока на бумаге, навернутой на вращающiйся барабанъ. ...». Обзоръ.
Новые самозаписывающiе вольтметры и амперметры, съ изменяющейся чувствительностью, системы Шовэна и Арну.
Электричество, 1897, № 23-24.


«Главная цель выставки, обратить вниманiе на быстрое и успешное развитiе промышленности въ Италiи, можетъ считаться вполне достигнутой.
Изъ измерительныхъ приборовъ, охватывающихъ все отделы измерительной техники, остановимся только на сравнительно новыхъ типахъ... Для определенiя частоты переменнаго тока былъ выставленъ целый рядъ частотомеровъ системы Фрама. Одинъ изъ такихъ частотомеровъ съ двойной шкалой изображенъ на рисунке».

Выставка
въ Турине (1911).
Электричество, 1912, № 1.


Второй год «Архив» реконструирует историю электротехники, обращаясь к страницам «Электричества», и нас с вами уже не удивляет множество иностранных имен на журнальных полосах. В каждом номере оригинальные и полезные технические новинки из Нюрнберга, Парижа, Лугано... В каждом номере «Электричества» переводы из европейских и американских журналов и книг по электротехнике. Представлено все, что могло подогреть интерес публики и энтузиазм профессионалов: «Примененiе электричества на фабрике целюлоида и бумаги въ Германии», «Изъ практики распределительного устройства», «Инженеры-консультанты въ Америке и Англiи».
Естественно, зарубежная электротехника представлена была не только на журнальных страницах, но и - чрезвычайно широко - на электротехническом рынке Российской Империи.
– Иностранные электротехнические предприятия возникают в разных концах России, иностранные электротехники все более и более появляются на службе, вытесняя, подчас русские силы с электротехнического поприща; электротехническая же промышленность ...находится только в зачаточном состоянии, и по сей день незаметно особого ее развития, вследствие чего динамомашины, электродвигатели, телефоны и вообще разные принадлежности электротехники ввозятся в Россию в громадном количестве... (Из доклада П.К. Войвода в апреле 1899 г. в Электротехническом обществе).
Возможно, обеспокоен сложившимся положением был не только Войвод. Недаром в перечень вопросов, «желательных» для подготовки докладов к Первому Всероссийскому электротехническому съезду, были включены: «40.Разработка вопроса о цензе и правах, какие должны быть установлены для лиц, производящих электротехнические устройства (для русских и иностранных подданных)» и «60.Об иностранных электротехнических предприятиях, действующих в России».
Только эти сообщения так и не были подготовлены. Может темы показались авторам докладов неактуальными, возможно, некорректными. Некоторые участники съезда получили электротехническое образование в политехникумах Карлсруэ и Дармштадта или в Бельгийском электротехническом институте в Льеже, а многие служили в иностранных компаниях.
Зато много говорили о русской электротехнической промышленности. Доклады «О мерах для развития в России производства генераторов, электродвигателей, трансформаторов и других принадлежностей электрического тока» и «О влиянии действующего таможенного тарифа на развитие электрической промышленности в России» стали поводом для дискуссий. живо обсуждалась покровительственная таможенная политика и формы привлечения инвестиций.
Одни исходили из того, что иностранные изделия и дешевле, и лучше русских, поэтому создавать какие-либо препятствия для их ввоза в Россию бессмысленно. Оппоненты заявляли: «У нас в начале шло быстрое развитие электротехники, и многие изобретения были сделаны впервые в России. В последнее же время электротехническая промышленность за границей перегнала отечественную. Ввиду этого следует нашу промышленность поддержать».
Остальные говорили: «Пусть иностранцы приходят к нам, строят у нас заводы и работают. Это несравненно полезнее для государства, чем приобретать все из-за границы. Иностранные заводы в России дадут заработки населению, станут потреблять и перерабатывать русское сырье... и в результате у нас создастся производство и мы научимся работать по-иностранному».

Пионером, внедрившимся на российский рынок, стал немецкий электротехник- изобретатель Вернер Сименс.
Поставив в 1851 г. для первой телеграфной линии Петербург - Москва 75 пишущих телеграфов, он отправился «на разведку» в далекую столицу. Ему повезло. Во-первых, в конце 1853 г. Россия разорвала дипломатические отношения с Англией (англичане были главными конкурентами Сименса).
Во-вторых, переговоры о получении государственных заказов Сименс вел с графом, главноуправляющим путями сообщения Петром Андреевичем Клейнмихелем. «Взаимопонимание» было «полным» (за взяточничество в конце концов министра и отправили в отставку). В общем, АО «Сименс и Гальске» успешно налаживало связь между регионами огромной страны и получало новые заказы.
В 1853 г. младший брат В. Сименса Карл возглавил петербургское бюро, а в дальнейшем – Российское отделение фирмы; женился на русской, стал «почетным гражданином», получил личное дворянство.
Нет смысла перечислять все славные «сименсовы» дела в России - об этом написаны книги. Достаточно вспомнить, к примеру, что в 1884 г.
компания ввела в строй электросистемы (генераторы, распределение и лампы) Зимнего дворца и Невского проспекта. Поныне мы встречаем следы деятельности неутомимого Карла Федоровича. Скажем, на Кожевенной линии Васильевского острова Петербурга стоит построенный им кабельный завод (сейчас это «Севкабель»). Или: в 1886 году Александр III подписал Устав «Общества электрического освещения 1886 года», учредитель - купец 1-й гильдии Карл Сименс. И до сих пор можно увидеть на Раушской набережной в Москве электростанцию, построенную «Обществом» в 1897 г. - старейшее сооружение в «Мосэнерго».
В 1912 году в Петербурге «Сименс и Гальске» возведен крупный завод по производству электродвигателей, турбогенераторов и трансформаторов – «Электросила». Кстати, в правление, председателем которого был Путилов, входил бывший член террористической организации большевиков и будущий советский нарком Л.Б. Красин. Красин же был назначен и руководителем АО «Сименс и Шуккерт», появившегося в 1913 году в результате слияния РАО «Шуккерт и Ко» и АО русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске». Во время первой мировой войны формально независимое от немецкого концерна АО стало одним из основных поставщиков электротехнического оборудования для русской армии.
На сименсовских предприятиях предпринимались нововведения, которые сейчас мы бы назвали «продуманной социальной политикой»: в 1891 г. введен рабочий день длительностью 8 час. 30 мин., созданы пенсионная касса и фонд социальной поддержки.
В 1918 г. заводы Сименс в России были, разумеется национализированы.

Странные переплетения судеб. В электротехнику блестящего выпускника Харьковского практического технологического института Леонида Красина привел Роберт Классон (о нем мы уже упоминали, когда рассказывали о строительстве знаменитой Лауфен - Франкфуртской электропередачи). Классон возглавил в 1900 общество «Электрическая сила», строившее в Баку электростанции для электрификации нефтяных промыслов, и Красин стал помощником директора на строительстве Биби-Эйбатской ТЭС. В 1904 г. Красина пригласил Савва Морозов для строительства электростанции, электрификации Орехово-Зуева и Морозовской мануфактуры. В 1905 Красин уже в Петербурге и заведует кабельной сетью упомянутого выше «Общества электрического освещения 1886 года». В 1908 он уезжает за границу, в Берлине поступает на службу в «Сименс и Гальске». Успешно делает карьеру, получает пакет акций предприятия и в 1912 возглавляет сначала Московский филиал, а в 1913 становится директором Общероссийского отделения фирмы «Сименс-Шуккерт». Барская квартира в Петербурге, дача в Царском Селе. Круг знакомых - Комиссаржевская, Леонид Андреев, Горький, Гарин-Михайловский. Как говорил о нем Савва Морозов, «Прежде всего — идеальный работник. Сам любит работу и других умеет заставить. И — умен». Успешная карьера инженера-предпринимателя? Но... «Между делом» этот элегантный, остроумный, обаятельный господин, любимец женщин, блестящий оратор - лидер Большевистского Центра, легендарный организатор ограблений, «криминальный талант». Под его руководством изготовлена бомба, которой убили Столыпина, в служебных сейфах «Общества...» и городских ТЭС он хранил средства, «экспроприированные» боевиками Камо. Красин - финансист и казначей партии, основатель нелегальных типографий. Есть свидетельства о том, что это Красин застрелил в Каннах Савву Морозова (страховой полис на 100 тыс. рублей очень пригодился большевикам). Правда, в 1909 Красин поссорился с Лениным и отошел от революционной деятельности вплоть до Октябрьского переворота. «Чудовищно энергичен» – сказал о Красине в 20-м году известный профессор-электротехник.

Невозможно не упомянуть еще об одном незаурядном факте:
«1. При Императорскомъ Русскомъ Техническомъ Обществе учреждается премiя имени Почетнаго Члена Общества Карла Федоровича Сименса за выдающееся изобретенiе, усовершенствованiе или изследованiе въ области электротехники.
2. Премiя выдается одинъ разъ въ два года изъ процентовъ с пожертвованнаго К.Ф.Сименсомъ неприкосновеннаго капитала в 5000 рублей, и состоит из денежной суммы и медали.
3. Премия может быть присуждаема только русским подданным за работы, доложенныя в VI (Электротехническомъ) Отделе ... и не получившiя других премiй этого Общества....».

Положение о премiи имени Карла Федоровича Сименса.
Электричество, 1910, № 14.


Ясно, что лауреатами «электротехнического Букера» становились люди достойные. К примеру, за заслуги в области «электрической телескопии» золотой медали и премии был удостоен основоположник телевидения Б. Розинг, получивший 9 мая 1911 года впервые в мире точное изображение на экране своего простейшего телевизора. В другой раз премию присудили отчету Л. Залуцкого (будущего профессора, директора Метрологического института, ректора Петроградского Политеха) об исследовании магнитных свойств различных сортов железа, чугуна и стали.
С годами сфера деятельности «поставщика Двора Его Императорского Величества» «Сименс и Гальске» расширялась: трамвайные линии, оборудование для железных дорог, рудник и медеплавильный комбинат; открывались представительства в Одессе, Ростове-на-Дону, Харькове, Екатеринославе... Но одну смешную мелочь надо упомянуть особо: специально для российского налогового ведомства В. Сименс изобрел спиртомер для измерения крепости алкогольных напитков (по ней определялся размер алкогольной пошлины).
«Всеобщая компания электричества», «Браун - Бовери», «Вестингауз» - за Сименсом в Россию пришли и его конкуренты. О них - в следующий раз.


Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024