Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №6(24) 2003

Разработка технических регламентов требует участия всех заинтересованных сторон

Уже прошло полгода со дня принятия Федерального закона «О техническом регулировании». До вступления закона в полную силу осталось шесть с половиной лет. Но уже сейчас один из ведущих специалистов России в области стандартизации низковольтного оборудования Гарри Дмитриевич Дасько обращает внимание изготовителей, исполнителей, продавцов и потребителей низковольтного оборудования (НВО) на то, что им целесообразно принимать активное участие если не в самой разработке технических регламентов, то хотя бы в рассмотрении и подготовке замечаний и предложений к тем проектам, которые будут предлагаться.


Гарри Дасько,
заведующий сектором
отдела электротехники
Всероссийского научно-исследовательского
института стандартизации и сертификации
в машиностроении (ВНИИНМАШ),
г. Москва

Будущие регламенты в области НВО
Основные положения ФЗ «О техническом регулировании» сводятся к тому, что:

  • обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации содержатся только в технических регламентах;
  • стандарты переходят в ранг добровольных документов;
  • технические регламенты базируются на международных стандартах;
  • при разработке технических регламентов и стандартов максимально учитывается мнение всех заинтересованных сторон.
Технические регламенты будут содержать только существенные требования к безопасности продукции, процессам производства, эксплуатации и утилизации. При этом регламенты должны формулировать эксплуатационные, а не конструкторские характеристики, устанавливать процедуры оценки соответствия, давать возможность производителям выбирать приемлемые процедуры доказательства соответствия продукции установленным требованиям и использовать стандарты в качестве доказательной базы.
Реформирование в области технического регулирования касается как товаропроизводителей для внутреннего и внешнего рынка, так и потребителей продукции. Пассивное их отношение к рассматриваемым вопросам может привести к тому, что решение проблемы снятия технических барьеров и создания условий для ограничения влияния органов исполнительной власти и надзорных органов на свободную деятельность на рынке будет не столь эффективным, как это изначально предусмотрено Федеральным законом «О техническом регулировании».
На сегодняшний день Госстандартом России разработан проект Программы разработки технических регламентов (ТР) и представлен на утверждение в правительство Российской Федерации, которое в соответствии с Федеральным законом должно рассмотреть и утвердить Программу. В части, относящейся к техническому регулированию в области низковольтного оборудования, проектом Программы предусмотрена разработка следующих проектов ТР (табл. 1).

Таблица 1 Наименование проекта технического регламента Наличие аналогичной директивы Европейского союза
  1. О низковольтном оборудовании Директива 73/23/ЕЕС Низковольтное оборудование
  2. Безопасность устройств электроустановок  
  3. Безопасность при эксплуатации электроустановок  
  4. Об электромагнитной совместимости Директива 89/336/ЕЕС Электромагнитная совместимость

Требования к низковольтному оборудованию установлены также в европейской директиве 98/37/ЕЕС «Безопасность машин» в общем разделе «Электрические аспекты безопасности машин». Необходимо иметь в виду и то, что низковольтное оборудование может быть изготовлено во взрывозащищенном исполнении и требования к такому оборудованию должны быть установлены в отдельном проекте технического регламента «Об оборудовании и защитных системах, применяемых во взрывоопасных средах», аналогичном европейской директиве 93/9/ЕЕС «Оборудование для эксплуатации во взрывоопасных средах».
Уведомления о начале разработки проектов технических регламентов и сами проекты «О низковольтном оборудовании» и «Об электромагнитной совместимости» в августе-сентябре прошлого года были опубликованы на сайте Госстандарта России в качестве предварительных проектов, что не являлось их официальным представлением в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».
Организационные и методические подходы, принятые при разработке проекта технического регламента, освещены в статье В.Я. Тимко и А.В. Васильева «Разработка технического регламента на низковольтное оборудование», опубликованной в журнале «Стандарты и качество» (N10, 2003).
Официальные уведомления о разработке технических регламентов будут опубликованы в печатном издании Госстандарта России после утверждения правительством Российской Федерации перечня разрабатываемых технических регламентов. Предварительное опубликование проектов технических регламентов на низковольтное оборудование позволило вы-явить отношение заинтересованных организаций и предприятий к методическому подходу разработчиков при решении проблемы обеспечения гармонизации основных положений европейских директив и положений проектов технических регламентов.

Что сделано Правительством...
В целях реализации Федерального закона «О техническом регулировании» правительством Российской Федерации принят ряд постановлений, позволяющих реально приступить к выполнению мероприятий, обозначенных в законе:

  • Постановление Правительства РФ N 316 от 02.06.2003, в котором органом, уполномоченным исполнять функции национального органа Российской Федерации по стандартизации, а также функции федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, определен Госстандарт России;
  • Постановление Правительства РФ N 513 от 21.08.2003, которым утверждено «Положение», предусматривающее, что Госстандарт России создает экспертные комиссии с учетом программы разработки технических регламентов и уведомлений о разработке технических регламентов и завершении их публичного обсуждения, формирует состав экспертных комиссий путем обращений в федеральные органы исполнительной власти, научные организации, саморегулирующиеся организации и общественные объединения предпринимателей и потребителей, привлекает специалистов к работе экспертных комиссий на договорной основе;
  • Постановление Правительства РФ N 673 от 05.11.2003 «Об опубликовании и размере платы за опубликование документов о разработке, обсуждении и экспертной оценке проектов технических регламентов, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов о технических регламентах» и соответствующее «Положение»;
  • Постановление Правительства РФ N 696 от 19.11.2003 «О знаке обращения на рынке», утверждающее описание знака обращения на рынке и варианты его изображения, приведенные на рис. 1. В соответствии с п.1 ст. 27 Федерального закона «О техническом регулировании», продукция, соответствие которой требованиям технического регламента подтверждено в порядке, установленном Федеральным законом и техническим регламентом, маркируется знаком обращения на рынке. Знак обращения на рынке не является специальным защищенным знаком и наносится на продукцию в информационных целях.

Рис 1.

... и Госстандартом России
Госстандартом России приняты рекомендации:

  • Р50.1.044-2003 «Рекомендации по разработке технических регламентов»;
  • Р50.1.046-2003 «Рекомендации по выбору форм и схем обязательного подтверждения соответствия продукции при разработке технических регламентов».
В рекомендациях максимально обобщен международный опыт в области технического регулирования, для наглядности толкования требований Федерального закона приведены отдельные его положения, даны разъяснения по руководящим принципам технического регулирования, приведены основные структурные элементы ТР, даны рекомендации по выбору форм и схем обязательного подтверждения соответствия при разработке ТР.
Нет необходимости комментировать содержание вышеприведенных рекомендаций, но предпринимательскому сообществу и обществам потребителей целесообразно ознакомиться с их содержанием и применительно к объектам своей хозяйственной деятельности принять активное участие в обсуждении проектов ТР.

Когда будет принят регламент?
Если оценить оставшееся время на реализацию Федерального закона, то считаю, что ТР на низковольтное оборудование можно принять гораздо раньше, учитывая более высокую готовность электротехнической отрасли, нежели других, к преобразованиям, и разбить на два этапа:
Этап 1 – разработка, обсуждение и принятие ТР в лучшем случае в первом полугодии 2005 года. В п. 3 ст. 10 ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрена возможность принятия правительством РФ постановления о соответствующем ТР до вступления в силу Федерального закона о ТР;
Этап 2 – переходный период для подготовки всех участников регулируемых отношений к реализации принятого постановлением правительства Российской Федерации ТР – до 1 января 2008 года.
Со стороны предпринимательского сообщества основной задачей на первом этапе является участие в ознакомлении и подготовке замечаний и предложений по проекту ТР.

Процедура принятия регламента
После официального опубликования в печатном издании Госстандарта России, а им определен журнал «Вестник технического регулирования», и на сайте Госстандарта России – www.gost.ru разработчик обязан по требованию заинтересованных лиц предоставить им копию проекта ТР за плату, не превышающую затраты разработчика на изготовление копии.
Замечания и предложения заинтересованных хозяйствующих субъектов должны быть обязательно в письменном виде направлены разработчику проекта ТР и в Госстандарт России с предложениями об участии в публичном обсуждении (или без участия), срок которого должен быть более двух месяцев до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента.
Разработчик проекта ТР должен доработать проект с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц, провести публичное обсуждение доработанного проекта и составить перечень полученных замечаний с кратким изложением содержания замечаний и результатов их обсуждения.
Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта ТР публикуется в печатном издании Госстандарта России и должно содержать информацию о способе ознакомления с проектом ТР и перечнем полученных в письменной форме замечаний и предложений заинтересованных лиц.
Далее разработчик проекта технического регламента направляет проект в Госстандарт России, который осуществляет организацию экспертизы проекта технического регламента и опубликовывает в печатном издании заключение экспертных комиссий по техническому регулированию.
Госстандарт России готовит проект постановления правительства Российской Федерации о принятии ТР, направляет его на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию и после получения экспертного заключения с учетом его замечаний направляет проект постановления в правительство Российской Федерации. Проект постановления правительства РФ должен быть опубликован в печатном издании Госстандарта России не позднее чем за месяц до его рассмотрения на заседании правительства РФ.
В данной статье не приводится порядок внесения субъектом права законодательной инициативы проекта закона о технических регламентах в Государственную Думу. Целью материала является информирование субъектов хозяйственной деятельности о возможности, предоставленной им Федеральным законом «О техническом регулировании», принимать участие в обсуждении и подготовке замечаний и предложений по проектам технических регламентов. Помимо вышеприведенной, еще одной возможностью участия в обсуждении проекта технического регламента является присутствие заинтересованных лиц в составе экспертных комиссий либо участие в работе экспертных комиссий.

Действия предпринимателей после принятия регламента
После принятия ТР постановлением правительства РФ предпринимательское сообщество и каждый хозяйствующий субъект в отдельности должны:

  • определить, включена ли их продукция в область распространения технического регламента;
  • провести поиск и анализ нормативных документов по стандартизации, обеспечивающих соответствие продукции требованиям, установленным в ТР;
  • провести оценку степени риска выпускаемой продукции. Основой для определения уровня допустимого риска являются действующие национальные стандарты, разработанные на основе международных стандартов МЭК, однако количественные критерии по видам опасности, установленные в стандартах, непосредственно не связаны с оценкой и определением риска от изделия в целом. Для ознакомления с принципами оценки и определения риска целесообразно обратиться к положениям национальных стандартов: ГОСТ Р 51333-99 «Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Термины, технологические решения и технические условия» и ГОСТ Р 51344-99 «Безопасность машин. Принципы оценки и определения риска»;
  • принять решение о форме подтверждения соответствия продукции: при обязательном подтверждении соответствия – сертификация продукции или принятие декларации о соответствии, что будет установлено в техническом регламенте в зависимости от степени риска продукции;
  • выбрать схемы подтверждения соответствия, в соответствии с которыми определить перечень необходимой для доказательств технической и конструкторской документации и выявить целесообразность сертификации системы обеспечения качества в процессе производства продукции. В вышеуказанных Рекомендациях приведены схемы подтверждения соответствия при декларировании продукции и при сертификации продукции с описанием необходимых документов в качестве доказательной базы и рекомендации по их выбору;
  • определиться в части проведения испытаний продукции для целей подтверждения соответствия. Как правило, на крупных предприятиях имеется собственная испытательная база для проведения различного вида испытаний продукции. На средних и малых предприятиях, а тем более у представителей торгового и посреднического бизнеса, испытательная база вообще отсутствует. По выбранной схеме подтверждения соответствия необходимо определить аккредитованные испытательные лаборатории и органы по сертификации;
  • определить виды и формы информирования заинтересованных лиц о соответствии продукции требованиям ТР, а также о возможном вреде и негативных факторах, которые продукция может накапливать в процессе ее эксплуатации.
Это далеко не полный перечень задач, которые предстоит решить хозяйствующим субъектам для выхода на свободный рынок.

Консультационные услуги
Учитывая большое разнообразие низковольтной электротехнической продукции, различное её предназначение и условия её использования у потребителя, вполне логичным было бы появление на рынке оказания услуг в области технического регулирования консультационно-внедренческих фирм для методической помощи хозяйствующим субъектам по внедрению ТР в практику хозяйственной деятельности. Такой деятельностью могли бы заняться институты Госстандарта России, крупные научные организации и производственные объединения, авторитетные испытательные лаборатории, аккредитованные Госстандартом России. Например:

  • в области электрических машин – ОАО НИПТИЭМ, г. Владимир;
  • в области низковольтной аппаратуры – ОАО «ВНИИЭлектроаппарат», г. Ставрополь;
  • в области низковольтных комплектных устройств – ОАО «ВНИИЭлектропривод», г. Москва, Чебоксарский электроаппаратный завод и НПФ «Электроаппарат», г. Чебоксары;
  • в области электротермического оборудования – ОАО «ВНИИЭлектротерм», г. Москва;
  • в области силовой преобразовательной техники – ВЭИ им. Ленина, г. Москва;
  • в области кабельной продукции – ВНИИ кабельной продукции, г. Москва.
Кстати, эти же организации, по моему мнению, могли бы подать заявки на участие в экспертных комиссиях по техническому регулированию.

НВО, подлежащее техрегулированию
Чтобы ни у кого не возникало сомнений относительно продукции, на которую будет распространяться ТР на низковольтное оборудование (так называемый исчерпывающий перечень продукции для включения в ТР), следует знать, что в область распространения ТР войдет любое электротехническое или электронное оборудование, а также их комбинации различного назначения, предназначенное для применения при номинальном напряжении до 1000 В переменного тока и до 1500 В постоянного тока с некоторыми исключениями.
В эти исключения войдут: электрооборудование, предназначенное для работы во взрывоопасных средах, радиологическое оборудование, медицинское оборудование, электрические части лифтов и подъемников, средств связи, электрооборудование, предназначенное для судов, самолетов и железных дорог, оборонная продукция и продукция, сведения о которой составляют государственную тайну.
В качестве примера продукции, которая может быть включена в ТР на низковольтное оборудование, можно привести перечень групп стандартов, нормативно обеспечивающих соблюдение низковольтной директивы 73/23 Европейского союза (табл. 2).

Таблица 2
Наименование группы стандартов
Системы безопасности (Alarm systems)
Приборные соединители (Appliance couplers)
Аудио-видео и мультимедийные системы (Audio, video and multimedia systems and equipment)
Приборы автоматического управления бытового назначения (Automatic controls for household use)
Основные принципы интерфейса «человек-машина», идентификация и маркировка (Basic and safety principles for man-machine interface, marking and identification)
Автоматические анализаторы для вибродиагностических медицинских устройств (Automatic operating analytical including In-Vibro-Diagnostic Medical Devices)
Кабели управления (Cable management)
Кабели для теле-и звуковых сигналов (Cable networks for television signals, sound signal and interactive services)
Автоматические выключатели бытового и аналогичного применения (Circuit breakers and similar devices for household and similar applications)
Соединительные устройства – контактные зажимы и сборки зажимов (Connecting devices)
Соединители – вилки и розетки (Connectors)
Адаптеры промышленного назначения (Conversion adaptors for Industrial use)
Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Degrees of protection provided by enclosures)
Устройства (Devices)
Сварочное оборудование (Electric arc welding equipment)
Электрические кабели (Electric cables)
Контактная сварка (Electric resistance welding)
Электроустановочные изделия (Electrical accessories)
Электроустановки и защита от поражения электрическим током (Electrical installations and protection against electric shock)
Электроустановки. Защита от превышения температуры (Electrical installations of building: Protection against thermal effects)
Электрооборудование для электрических транспортных средств (Electrical systems for electric road vehicles)
Электроакустика (Electroacoustics)
Электромагнитные поля окружающей среды (Electromagnetic fields in the human environment)
Ручной инструмент и оборудование (Equipment and tools for live working)
Испытания на пожарную безопасность (Fire hazard testing)
Газоанализаторы (Gas detectors)
Слуховые аппараты (Hearing aids and audiometers)
Электрооборудование и электронные системы интеллектуального дома (Home and BUILDING electronic Systems (HBES)
Электронагревательное оборудование (Industrial electroheating equipment)
Промышленные соединители (Industrial plugs and socket-outlets)
Координация изоляции (Insulation co-ordination for low-voltage equipment)
Разделительные и безопасные разделительные трансформаторы (Isolating and safety isolating transformers)
Лампы (Lamps)
Предохранители (Low-voltage fuses)
Низковольтные комплектные устройства (Low-voltage switchgear and controlgear assemblies)
Низковольтная коммутационная аппаратура (Low-voltage switchgear and controlgear including dimensional standardization)
Осветительная аппаратура (Luminaires and associated equipment)
Коммуникационные системы (Mains communicating systems)
Измерительное оборудование электрических и электромагнитных величин (Measuring equipment for electrical and electromagnetic quantities)
Измерительные и защитные реле (Measuring relays and protection equipment)
Миниатюрные предохранители (Miniature fuses)
Радиационная безопасность и лазерное оборудование (Optical radiation safety and laser equipment)
Фотоэлектрические средства управления (Photoelectronic controls for road lighting)
Силовые конденсаторы (Power capacitors)
Силовая электроника (Power electronics)
Реле (Relays)
Вращающиеся электрические машины (Rotating machinery)
Безопасность электронного оборудования (Safety of electronic equipment within the fields of Audio/ Video, Information Technology and Communication Technology)
Безопасность электробытовых приборов (Safety of household and similar electrical appliances)
Электротехнические аспекты безопасности машин и оборудования (Safety of machinery: electrotechnical aspects)
Безопасность измерительного и лабораторного оборудования (Safety of measuring, control, and laboratory equipment)
Трансформаторы малой мощности, реакторы, блоки питания (Small power transformer, reactors, supply units and similar products)
Солнечные энергетические системы (Solar photovoltaic energy systems)
Выключатели для приборов (Switches for appliances)
Выключатели стационарные для электрических установок (Switches for household and similar fixed electrical installation)
Передающее оборудование радиосвязи (Transmitting equipment for radiocommunication)
Ветроэнергетические установки (Wind turbine systems)




Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024