Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №4(28) 2004
Властями Санкт-Петербурга принято решение: «считать целесообразным применение блочных комплектных трансформаторных подстанций в бетонной оболочке полной заводской готовности при новом строительстве и реконструкции систем энергоснабжения квартальной застройки, промышленных зон и промышленных предприятий г. Санкт-Петербурга». Основание – протокол заседания Научно-технического совета (НТС) Комитета по энергетике и инженерному обеспечению города.
Не часто Комитеты правительств субъектов Федерации официально рекомендуют применять то или иное техническое решение. В чем причины столь пристального внимания властей города именно к этому виду электротехнического оборудования?


25 лет без забот о городских ТП, если это БКТПБ полной заводской готовности



Подготовил Валерий Журавлев, «Новости ЭлектроТехники»

Документ городских властей первым прокомментировал председатель заседания НТС, начальник отдела разработки программ перспективного развития Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга Сергей Алифанов:
– Блочные трансформаторные подстанции в бетонной оболочке полной заводской готовности (БКТПБ)должны найти широкое применение в Петербурге – это мое твердое убеждение. Сейчас оно получило официальное подтверждение в единодушном решении участников НТС.
Научно-технический совет проводился в Комитете по энергетике и инженерному обеспечению. Также в числе участников были специалисты Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) и Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) правительства Санкт-Петербурга, производители БКТПБ, представители проектных и эксплуатирующих организаций. Важно, что под решением НТС подписались и специалисты КГА, так как изначально именно этот Комитет сомневался более остальных в том, впишутся ли БКТПБ в городскую архитектуру и отвечают ли они принятым в Санкт-Петербурге градостроительным нормам. Сейчас все сомнения сняты, причем как по районам современной массовой застройки, так и по старым районам. Производители БКТПБ сумели убедить НТС, что при необходимости стилизуют подстанцию под любой архитектурный облик.

– Научно-технический совет Комитета по энергетике и инженерному обеспечению формирует научно-техническую политику в области городского энергохозяйства. Решение НТС в большей степени политическое или техническое?
– В первую очередь, это разумное решение. Действительно, члены Совета активно участвуют в проведении научно-технических экспертиз и сопровождении важнейших городских проектов и решений по электро- и теплоснабжению, энергосбережению. Поэтому, конечно, решение НТС – политическое, но именно оно в дальнейшем будет определять техническую политику в отношении применяемого в городе электротехнического оборудования и технологий.

– Кто был инициатором заседания НТС?
– Наш Комитет совместно с КГА. Поводом послужило, во-первых, плачевное, по-другому и не скажешь, состояние используемых в настоящее время трансформаторных подстанций (ТП). Причем как внешнее, так и внутреннее. Потрескавшиеся серые стены, страшные текущие крыши стационарных подстанций из бетонных плит или облупившегося кирпича, устаревшее электрооборудование – разве это украшает город и повышает надежность электроснабжения?
Конечно, современные трансформаторные подстанции из кирпича выглядят солиднее, строители научились даже углы правильно класть (смеется). Но посмотрите – через год подстанция из красного кирпича поседела. Значит, были нарушения технологии как при кладке, так и в производстве самого кирпича. Подстанция должна быть построена в заводских условиях. В этом меня никто не разубедит.
Конечно, сегодня эксплуатационник хочет вольготно ходить по подвалу подстанции, иметь свободный доступ к оборудованию для обслуживания и ремонта. Благо размеры позволяют. БКТПБ намного меньше по габаритам. Но современное, качественное и надежное оборудование, предлагаемое производителями БКТПБ, позволяет не проводить ремонтные работы в течение четверти века. Зачем тогда огромные внутренние объемы?
Что касается технической стороны, то на заседании НТС по вопросу применения БКТПБ предприятия-производители подняли вопрос о концепциях построения сетей. Но на современной аппаратной базе в БКТПБ можно построить любую схему электроснабжения – московскую, ленинградскую, любую другую.
Начинка подстанции – это уже дело профессионалов. Я знаю, что, в частности, в «Ленэнерго» предпочитают применять оборудование определенного завода-изготовителя. С одной стороны, это нормально для эксплуатационников. Но с другой, есть гораздо более современная техника – и отечественная, и зарубежная. Я категорически против лоббирования интересов каких-то производителей.

– Насколько экономически целесообразно применение БКТПБ?
– Их применение должно быть рентабельно. Изделие, изготовленное на конвейере, по определению, должно быть дешевле штучных изделий. А ведь ТП – это именно штучное изделие. Если же производители БКТПБ (при условии применения в ТП одинакового оборудования) станут поднимать их стоимость выше, чем цена подстанций традиционной компоновки и традиционных методов изготовления, то они останутся без работы.

В России наибольший опыт эксплуатации БКТПБ полной заводской готовности - у Москвы. Поэтому о практике работы с этим оборудованием мы попросили рассказать Степана Тодирку, главного инженера «Московской кабельной сети» ОАО «Мосэнерго»:

– История применения бетонных трансформаторных подстанций полной заводской готовности в Москве достаточно давняя. Еще в начале 60-х годов прошлого века городские власти поручили Экспериментальному заводу объемных инженерных сооружений начать выпуск трансформаторных подстанций из железобетона, уже «начиненных» оборудованием. В реализации задания заводу помогали специалисты МКС Лев Плетнев и Борис Михайлов. Первой разработкой стали БТП – блочные трансформаторные подстанции. Они обслуживались снаружи: открывались тяжелые бетонные двери и можно было работать с оборудованием, что, однако, было неудобно, особенно зимой или в дождь. Поэтому вскоре появилась подстанция с внутренним обслуживанием 2ТОХ400 – прообраз современных типовых 2БКТПБ, широко используемых в Москве.
Отлить из бетона трансформаторную подстанцию особых сложностей не представляло, но необходимо было перевезти ее на строительную площадку, а с большим весом это проблематично. Поэтому бетонщики всё время боролись за то, чтобы сделать корпус легким, но в то же время прочным. Проблему решили. С середины 60-х годов основное оборудование – ячейки, низковольтные устройства устанавливались в ТП уже на заводе. На месте монтировались только трансформаторы, подсоединялись кабели, осуществлялась наладка. Начинка ТП всё это время изменялась. Сначала средняя мощность установленного трансформатора была 150–180 кВА, по мере увеличения этажности зданий мощность стала расти – 400 кВА, затем 2х400. Сейчас в БКТПБ устанавливаются трансформаторы по 1000 кВА, 1250 кВА и даже 1600 кВА. А это потребовало применения более современных аппаратов: и ячеек, и низковольтных устройств, и блоков релейной защиты и автоматики.

– В чем вы видите основное преимущество применения БКТПБ?
– Я называю принцип изготовления и установки БКТПБ «принципом телевизора»: человек купил телевизор, принес домой, подключил антенну, включил его в розетку и всё – он смотрит программы.
Первые блочные ТП, которые делали в Москве, были далеки от подобного, потому что надо было всё оборудование ТП смонтировать на заводе, затем привезти подстанцию на площадку, подвести кабель, что-то подогнать, сочленить, провести пусконаладочные испытания и т.д.
Изготовителям даже в голову не приходило, что можно прямо на заводе полностью смонтировать подстанции, провести все необходимые испытания, а потом вывезти на площадку и сразу включить в работу. Сегодня это решено. Если раньше нам нужен был месяц на включение привезенной с завода подстанции, то сегодня этот срок составляет три-четыре дня.

– Какое оборудование применяется в подстанциях МКС?
– МКС и изготовители БКТПБ постоянно работали над тем, как уменьшить габариты подстанции. До начала применения элегазового оборудования трансформаторные подстанции занимали площадь 44 квадратных метра. Мы искали пути уменьшения площади, поскольку аренда земли в столице стоит немалых денег.
Кроме того, необходимо было охватить современными технологиями не только Москву, но и другие регионы, поэтому стояла цель создать ТП, которую можно было бы поставить на автомобильную или железнодорожную платформу и смело везти хоть во Владивосток.
Решить эти задачи можно было только с применением малогабаритного оборудования, особенно высоковольтных распредустройств. В МКС рассматривали разную технику – ячейки SМ-6 Schneider Electric, моноблоки Alstom. Пытались даже создавать свое оборудование, правда, не совсем удачно. В результате остановились на элегазовых моноблоках RM-6.
Да, в то время импортное оборудование противоречило российским нормативным документам. Например, в ячейках не обеспечивался видимый разрыв, как того требовали ПУЭ. Но, и это стало одной из причин выбора RM-6, в самом важном, заземленном состоянии его разъединителя виден нож. Мы посчитали, что таким образом имитируется понятие видимого разрыва – не может случиться так, чтобы часть ножа была в заземленном состоянии, а часть – во включенном.
По нашей просьбе Госэнергонадзор внимательно изучил моноблоки и пришел к выводу, что можно доверять как видимому положению ножа, так и механическому указателю положения контактов, расположенному на передней стенке ячейки. В результате появилось соответствующее письмо Госэнергонадзора.
Знаю, что многие критикуют минимальные расстояния от стен подстанции до трансформатора – невозможно, мол, его обслуживать. Но что значит обслуживать? В нормативных документах давно присутствует понятие КТП – комплектная трансформаторная подстанция, требования к которой несколько иные, чем к обычной ТП. И в этих нормах оговорено вышеупомянутое расстояние. Но почему-то считается, что понятие «КТП» относится только к металлическим подстанциям. Мы же применяем бетонные КТП. Чем бетонный корпус хуже? Во-первых, состояние трансформатора видно в специальное окошко со стороны ячеек. Во-вторых, если с трансформатором случается что-то серьезное, то современные трансформаторы, допустим, ТМГ, в «полевых» условиях не обслуживаются. Если он и повредился, его необходимо выкатить и отвезти для ремонта на завод, поставив взамен такой же.

– Существуют ли перспективы применения в БКТПБ отечественного оборудования?
– Все негативные стороны применения БКТПБ полной заводской готовности связаны с качеством используемого оборудования.
Сначала БКТПБ делались полностью на импортной технике, но нами – МКС – была поставлена задача постепенно и полностью перейти на отечественное оборудование. Однако сейчас качество импортозамещения оставляет желать лучшего. Попытались встроить в БКТПБ отечественный рубильник, но в итоге пришлось вернуться к французскому. Решили применить отечественный выключатель нагрузки – результат опять же неутешительный. Ну не умеют российские предприятия, как не парадоксально это звучит, работать с металлом.
Из плюсов могу выделить то, что на низкой стороне подстанций раньше использовались только французские сборки TUR, затем их начали производить на ЭЗОИСе, а сейчас я знаю как минимум пять фирм, выпускающих в России качественное низковольтное оборудование. И об оригинальном французском TUR мы можем уже забыть. Назову один недостаток применяемых нами трансформаторных подстанций, над способами устранения которого мы задумались совсем недавно. Поскольку ранее существовала единая энергосистема, энергоснабжающие предприятия не ставили задачу учета электроэнергии в ТП. Сейчас это необходимо. По программе реструктуризации на базе МКС создается городская электросетевая компания, которая будет заниматься транспортировкой электроэнергии. То есть придется «взвешивать» ту электроэнергию, которую мы получаем, и ту, которую отдаем. При этом тариф будет не просто на транспорт, а на полезный отпуск электроэнергии, то есть за вычетом потерь. Поэтому мы сейчас очень заинтересованы в точной системе учета.
А на RМ6 сегодня невозможно создать систему учета по высокому напряжению. Точнее, можно, но для этого надо изменить схему распредустройства, допустим, не I-I-D-I, а D-I-D-I, при которой можно применить трансформатор напряжения. И наши партнеры над этим работают. Также мы готовим письмо к изготовителям низковольтных сборок типа TUR, чтобы все устройства выпускались с трансформаторами тока и выводами на клеммник.

МКС и Госэнергонадзор смогли совместно разрешить все вопросы в отношении оборудования БКТПБ. Какова точка зрения петербургских энергонадзорных органов? Отвечает начальник промышленной энергоинспекции ФГУ «Балтгосэнергонадзор» Александр Липай:

– Технические условия на производство БКТПБ полной заводской готовности в обязательном порядке должны быть согласованы с Госэнергонадзором России. Если такое согласование у завода-изготовителя имеется и отклонений от ТУ нет, то «Балтгосэнергонадзор» со своей стороны претензий иметь не будет.

В настоящее время БКТПБ полной заводской готовности в Санкт-Петербурге предлагают два отечественных производителя: ОАО «ПО Элтехника» и завод «ЭЗОИС». С просьбой рассказать об особенностях подстанций мы обратились к главному специалисту ОАО «ПО Элтехника» Эдуарду Палею.

– Какова традиционная технология возведения ТП в настоящее время?
– Обычно для подстанции строится стационарное здание из кирпича или сборного железобетона (СЖБ), в котором затем монтируется электротехническое оборудование высокого (6–10 кВ) и низкого (0,4 кВ) напряжения, силовые трансформаторы 400–1000 кВА и другое необходимое для микрорайона оборудование, например установки уличного освещения.
При этом оборудование поставляется, как правило, в виде отдельных ячеек, шкафов, панелей, которые монтируются на месте в течение двух-трех недель после завершения строительства здания ТП. Такие стационарные подстанции выполняются по типовым проектам 60–70-х годов и строятся до сих пор. Продолжительность строительства ТП определяется временем готовности фундамента, кладки и внутренней отделки помещения, монтажа и наладки электрооборудования, а также временем года. В среднем она составляет более двух месяцев.
Сама типовая подстанция имеет площадь застройки около 45–50 м2, требует устройства фундаментов, решения вопросов отвода земли под сооружение. Причем площадь, отчуждаемая при строительстве ТП, составляет 130% от площади самого здания, т.е. в 1,3 раза больше самой подстанции.

– Чем же отличается БКТПБ?
– Во-первых, площадь БКТПБ при одинаковой с типовой ТП мощностью порядка 24 м2. Во-вторых, строительство кирпичной оболочки или оболочки из СЖБ стоит дороже почти в 2 раза, чем изготовление и установка БКТПБ. Следует также учесть, что БКТПБ поставляется на место установки в полностью собранном виде со смонтированным электротехническим оборудованием, что исключает дополнительные финансовые затраты и время на проведение электромонтажных работ.
Технологичность строительства на месте установки повышается еще и потому, что исключается необходимость складирования кирпича или СЖБ, которое расширяет зону строительства. А в условиях квартальной застройки это очень актуально. Время погрузо-разгрузочных работ при использовании БКТПБ – 6–8 часов, а при капитальном сооружении, по расчетам экспертов, – не менее 30 часов. Кроме того, учитывая относительно небольшой вес подстанции в сборе, ее можно перемещать внутри квартала при необходимости перепланировки.

– Какое оборудование применяется в БКТБ производства вашего предприятия?
– Сначала скажу о том, что современное электротехническое оборудование (распредустройства высокого напряжения, низкого напряжения и вспомогательное оборудование) изготовлено на одном заводе и может быть быстро заменено в случае необходимости. При этом мы можем оказать квалифицированную поддержку в самые сжатые сроки, в течение 1–2 суток.
В качестве распредустройства высокого напряжения в БКТПБ ОАО «ПО Элтехника» используются как ячейки КСО-6(10) «Аврора», так и элегазовые моноблоки типа «Ладога» собственного производства. Распредустройства низкого напряжения НКУ типа ЩО-2000 «Нева» также изготавливаются на нашем заводе.
Конечно, такое оборудование несколько дороже широко используемого сейчас. Но его применение позволяет создать в бетонных оболочках ТП со схемами любой степени сложности, во многом снизить затраты на эксплуатацию, повысить надежность как самого распредустройства, так и энергоснабжения микрорайона или предприятия в целом, обеспечить безопасность обслуживающего персонала и населения. А за счет экономии на строительной части разница в полной стоимости БКТПБ и традиционных ТП не так уж и велика.

Таким образом, правительства не только Москвы и Петербурга, но и любого другого крупного города заинтересованы в применении на своей территории комплектных трансформаторных подстанций БКТПБ. Во-первых, при использовании БКТПБ городское энергохозяйство получает надежное оборудование полной заводской готовности.
Во-вторых, общие инвестиционные затраты на проект ниже, чем на сооружение традиционных стационарных ТП с морально устаревшим электрооборудованием, так как за счет сокращения затрат на строительную часть и эксплуатацию БКТПБ увеличение расходов на оборудование нивелируется.
И в-третьих, БКТПБ хорошо вписывается в ландшафт любого жилого микрорайона или промышленной зоны.




Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024