Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №1(31) 2005
Проект общего технического регламента «Об электромагнитной совместимости» должен быть представлен в правительство России в июле 2005 года. Однако разработка такого проекта активно велась в инициативном порядке и в прошлом году. Речь идет о проекте, опубликованном в нашем журнале и вызвавшем серьезную критику специалистов («Новости ЭлектроТехники» № 4(28)2004 - 5(29)2004).
При реформе системы российского технического законодательства крайне важным является европейский опыт. О новом нормативном документе Европейского Союза, затрагивающем вопросы электромагнитной совместимости, рассказывает Сергей Алексеевич Хохлявин.
Отметим, что материал может быть интересным и полезным как для многочисленных покупателей продукции европейских компаний в нашей стране, так и для российских предприятий, которые намерены поставлять изготовляемое ими оборудование в Европу.


 

Вопросы электромагнитной совместимости
Требования новой Директивы Евросоюза


Сергей Хохлявин, юрисконсульт ФГУ «УРАЛТЕСТ», советник Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, г. Екатеринбург

Активно обсуждаемый проект общего технического регламента «Об электромагнитной совместимости» (далее – проект ТР) разработан на основе Директивы Совета ЕС 89/336 от 03.05.1989 «О согласовании законодательных актов государств-участников Сообщества, касающихся электромагнитной совместимости».
Но в самом конце прошлого года была принята новая Директива Европейского парламента и Совета № 2004/108/ЕС от 15.12.2004 о сближении законодательства государств-членов относительно электромагнитной совместимости и отмене Директивы № 89/336/ЕЭС [1].
Новая Директива вступила в силу 20 января 2005 года и уже начала применяться на территории 25 государств-членов ЕС. При этом старая Директива прекратит свое действие лишь 20 июля 2007 года.
Государства-члены ЕС в целях реализации новой Директивы должны к 20 января 2007 года пересмотреть свое национальное законодательство, приняв необходимые законы и регламенты. Так, во Франции, например, в очередной раз должен быть модифицирован Декрет Государственного Совета № 92-587 от 26 июня 1992 года относительно электромагнитной совместимости электрических и электронных аппаратов, измененный декретами № 95-283 от 13 марта 1995 года и № 96-215 от 14 марта 1996 года [2]. В Великобритании будут изменены Регламенты электромагнитной совместимости 1992 года № 2372 [3].
Новая Директива, хотя существенно и расширена по сравнению со старой (она состоит из 18 статей и 7 Приложений), но по-прежнему осталась фактически рамочной для государств-членов ЕС. Она не содержит технических норм, которые сосредоточены в гармонизированных стандартах. Ее цель – гарантировать функционирование внутреннего рынка, обеспечив предъявление к соответствующему оборудованию адекватного уровня электромагнитной совместимости.
Действие Директивы не распространяется на:

  • оборудование, охваченное Директивой № 1999/5/ЕС от 9 марта 1999 года о радио- и оконечном телекоммуникационном оборудовании;
  • аэронавигационные изделия, части и приборы, упомянутые в Регламенте (EC) № 1592/2002 Европейского парламента и Совета от 15 июля 2002 года об общих правилах в области гражданской авиации и учреждении Европейского Агентства Безопасности Авиации (измененном Регламентом Комиссии ЕС № 1701/2003);
  • радиооборудование, используемое радиолюбителями в значении Радио Регламентов, принятых в рамках Конституции и Соглашения ITU (International Telecommunication Union), если оборудование коммерчески не доступно (комплекты компонентов, собранные радиолюбителями, и измененное коммерческое оборудование для использования радиолюбителями не расцениваются как коммерчески доступное оборудование).

О терминологии
Терминология Директивы (статья 2) существенно модернизирована и расширена до 10 определений.
Термин «электромагнитная совместимость» не претерпел изменений в новой Директиве и означает способность оборудования функционировать приемлемо в своей электромагнитной обстановке без создания недопустимых электромагнитных помех для другого оборудования в этой обстановке. Отмечу, что аналогичным образом он сформулирован и в проекте российского ТР «Об электромагнитной совместимости».
Также остался прежним термин «электромагнитная помеха» – любое электромагнитное явление, которое может ухудшить функционирование оборудования (электромагнитный шум, ложный сигнал, изменение непосредственно в среде распространения).
Новым стало включение следующих понятий:

  • «оборудование» – любой аппарат или стационарная установка;
  • «аппарат» – любой законченный прибор (или их комбинация), сделанный коммерчески доступным способом как отдельное функциональное устройство, предназначенное для конечного использования, склонный к созданию электромагнитных помех или который при эксплуатации может быть затронут такой помехой;
  • «стационарная установка» – специфическая комбинация нескольких типов приборов и, где возможно, других устройств, которые собраны, установлены и подлежат постоянному использованию в определенном месте;
  • «электромагнитная обстановка» – все электромагнитные явления, наблюдаемые в данном месте;
  • «компоненты» или «подсистемы» – устройства, предназначенные для объединения в аппарат конечного использования, которые являются склонными к созданию электромагнитных помех или при эксплуатации могут быть затронуты такой помехой;
  • «мобильные установки» – комбинация аппарата и, где возможно, других устройств, которые могут быть перемещены и использоваться в различных местах.

Об общих требованиях
Статья 3 Директивы и та же статья старой Директивы практически идентичны по содержанию. Здесь сформулировано общее требование к государствам-членам ЕС «принять все соответствующие меры для гарантии того, что оборудование размещается на рынке или вводится в эксплуатацию только в том случае, если оно соответствует требованиям настоящей директивы». Эта норма конкретизирована в статье 4, касающейся свободного перемещения оборудования.
Фактически повторяются положения старой Директивы, за одним исключением. Речь идет о норме, согласно которой государства-члены ЕС не должны создавать никаких препятствий показу и/или демонстрации на торговых ярмарках, выставках или иных подобных мероприятиях оборудования, которое не соответствует новой Директиве, при условии ясно видимого указания, что такое оборудование не подлежит размещению на рынке и/или вводу в эксплуатацию, пока несоответствие не будет устранено (в проекте ТР такая норма отсутствует).

О существенных требованиях
В соответствии со статьей 5 Директивы существенные требования, предъявляемые к оборудованию, разделены на 2 группы.

  1. Требования защиты
    Оборудование должно быть разработано и изготовлено применительно к современному состоянию, чтобы гарантировать, что:
    1. создаваемые электромагнитные помехи не превышают уровня, выше которого радио- и телекоммуникационное оборудование или другое оборудование не может использоваться по его предназначению;
    2. оно имеет достаточный уровень собственной устойчивости к электромагнитным помехам, ожидаемым при его использовании по назначению, и который позволяет ему функционировать без недопустимого ухудшения.
  2. Специальные требования для стационарных установок
    Стационарная установка должна быть установлена с применением методов «хорошей инженерной практики» (good engineering practices), с соблюдением информации относительно использования ее компонентов по назначению и с целью следования необходимым требованиям защиты. Обозначенные методы должны надлежащим образом документироваться ответственными лицами, не занятыми в национальных инспекционных органах.
    Первая группа существенных требований была и в старой Директиве, включена она и в проект ТР. Вторая же группа является новой и в России вряд ли будет сейчас закреплена, т.к. механизм методов «хорошей инженерной практики» в нашей стране не используется вообще.

О гармонизированных стандартах
Статус стандартов, гармонизированных с Директивой, определяет статья 6. Термин «гармонизированный стандарт» означает техническую спецификацию, принятую признанным европейским органом по стандартизации согласно мандату Европейской Комиссии в соответствии с процедурами Директивы №98/34/EC.
При этом прямо оговаривается, что соответствие гармонизированному стандарту не является обязательным. Директива сохраняет установленную старой Директивой презумпцию (предположение) о соответствии существенным требованиям Директивы в том случае, если оборудование удовлетворяет соответствующим гармонизированным стандартам. Такой же подход использован и в проекте ТР.

Об оценке соответствия
В отличие от старой новая Директива предусматривает две процедуры оценки соответствия аппаратов на усмотрение изготовителя (или его уполномоченного представителя). Они прописаны в статье 7.

  1. Процедура, названная «внутренний контроль производства» (internal production control).
    Эта процедура осуществляется без участия третьей стороны. Изготовитель должен осуществить оценку электромагнитной совместимости аппарата с целью выполнения требований защиты. Правильное применение всех относящихся гармонизированных стандартов, ссылки на которые опубликованы в Официальном издании Европейского союза, будет эквивалентно надлежащей оценке электромагнитной совместимости.
    Когда аппарат способен к работе в различных конфигурациях, оценка электромагнитной совместимости должна подтвердить, что аппарат удовлетворяет требованиям защиты во всех возможных конфигурациях.
    В соответствии с условиями Директивы, изготовитель должен составить техническую документацию, свидетельствующую о соответствии аппарата существенным требованиям новой Директивы. Эта документация должна охватывать конструкцию и изготовление аппарата, содержать, в частности:
    • общее описание аппарата;
    • свидетельство о соответствии гармонизированным стандартам (если таковые имеются), примененным полностью или частично;
    • если изготовитель не применил эти стандарты или применил их только частично, описание и объяснение предпринятых шагов, чтобы удовлетворить существенные требования новой Директивы, включая описание оценки электромагнитной совместимости, результаты сделанных вычислений конструкции, выполненных экспертиз, протоколы испытаний и т.д.
    Такая документация подлежит сохранению изготовителем (уполномоченным им представителем) в течение не менее 10 лет после даты, когда последний такой аппарат был изготовлен.
    Как и в старой Директиве, соответствие аппарата существенным требованиям должно быть подтверждено декларацией EC о соответствии, принятой изготовителем (его уполномоченным представителем), которая также должна сохраняться в течение не менее 10 лет.
    Содержание декларации ЕС о соответствии по сравнению с тем, что было включено в старую Директиву, несколько скорректировано. Так, теперь декларация должна содержать:
    • ссылку на новую Директиву;
    • идентификацию аппарата (как изложено в статье 9);
    • наименование и адрес изготовителя (его уполномоченного представителя);
    • датированную ссылку на спецификации (стандарты), соответствие которым декларируется;
    • дату декларации;
    • идентичность и подпись лица, уполномоченного для связи с изготовителем (его уполномоченным представителем).
  2. Вторая процедура дополнительно к изложенным выше правилам включает процесс нотификации (уведомления третьей стороны).
    Изготовитель (его уполномоченный представитель) должен представить техническую документацию в нотифицированный орган и запросить его оценку этой документации. При этом на изготовителе (его уполномоченном представителе) лежит обязанность определить, какие именно аспекты существенных требований подлежат оценке указанным органом. Нотифицированный орган должен рассмотреть техническую документацию и оценить, демонстрирует ли техническая документация должным образом, что требования Директивы были выполнены.
    Если соответствие аппарата подтверждено, нотифицированный орган должен направить изготовителю (его уполномоченному представителю) документ, свидетельствующий об этом, который, однако, ограничивается лишь теми аспектами существенных требований, которые были оценены нотифицированным органом.
    Список нотифицированных органов публикуется в Официальном издании Европейского союза.

О маркировке
Маркировке общеизвестным знаком СЕ посвящена статья 8 Директивы. Аппарат, соответствие которого требованиям Директивы было установлено посредством процедуры, обозначенной выше, должен иметь свидетельствующую об этом факте маркировку СЕ. Прикрепление маркировки СЕ является ответственностью изготовителя (его уполномоченного представителя). Требования к маркировке остались прежними.

О требованиях к информации
Другие необходимые требования к информации, которых ранее не было в старой Директиве (нет их и в проекте ТР), включены в статью 9:

  • каждый аппарат должен быть идентифицирован в терминах типа, партии, номера серии или любой другой информации, учитывающей идентификацию аппарата;
  • каждый аппарат должен сопровождаться сведениями о наименовании и адресе изготовителя, а если он расположен за пределами Сообщества, то о наименовании и адресе его уполномоченного представителя или лица, ответственного за размещение аппарата на рынке Сообщества;
  • изготовитель должен обеспечить информацию относительно любых специфических предосторожностей, которые должны быть предприняты, когда аппарат собран, установлен, обслуживается и используется, чтобы гарантировать, что после ввода в эксплуатацию аппарат находится в соответствии с требованиями защиты;
  • аппарат, который не обеспечивает соответствие требованиям защиты в жилом секторе, должен сопровождаться ясным признаком такого ограниченного использования, который также должен присутствовать на упаковке;
  • требуемая информация на аппарат должна содержаться в сопроводительных инструкциях.

О защите изготовителей
В целях защиты бизнеса в статью 11 включена норма, согласно которой любое решение об изъятии аппарата с рынка, запрещении или ограничении его размещения на рынке или ввода в эксплуатацию, или ином ограничении свободного перемещения, должно иметь надлежащие основания. О таких решениях заинтересованные лица должны быть уведомлены без всякой задержки. В то же самое время они должны быть информированы относительно средств защиты, доступных им по национальному законодательству, и сроков, в которые эти средства могут быть использованы.

О стационарных установках
Некоторые особенности режима для стационарных установок, которые ранее не были предусмотрены, приведены в статье 13 Директивы. По общему правилу аппарат, который размещается на рынке и может быть включен в стационарную установку, подчиняется всем соответствующим условиям для аппарата, изложенным в этой Директиве. Однако условия статей 5, 7, 8 и 9 не являются обязательными для аппарата, предназначенного для объединения в стационарную установку и иначе как коммерчески не доступного. В этом случае сопровождающая документация должна:

  • позволять идентифицировать стационарную установку и характеристики ее электромагнитной совместимости;
  • указывать на меры предосторожности, которые необходимо предпринять при объединении аппарата в стационарную установку, чтобы не ставить под угрозу соответствие такой установки;
  • включать информацию, упомянутую ранее в статье 9.

В целом новая Директива по электромагнитной совместимости будет способствовать значительной оптимизации свободного перемещения оборудования на внутреннем рынке ЕС с учетом обеспечения адекватного уровня электромагнитной совместимости. Обсуждаемый проект общего ТР «Об электромагнитной совместимости» должен дорабатываться с обязательным учетом новой Директивы.

Литература

  1. Directive 2004/108/EC of the European Parliament and of the Council of 15 December 2004 on the approximation of the laws of the Member States relating to electromagnetic compatibility and repealing Directive 89/336/EEC //Official Journal of the European Union, L 390, 31.12.2004, p.24-37.
  2. Decret No. 92-587 du 26 juin 1992 relatif a la comptabilite electromagnetique des appareils electriques et electroniques, Modifie par Decret No. 95-283 du 13 mars 1995, Modifie par Decret No. 96-215 du 14 mars 1996 //J.O. No. 152 du 2 juillet 1992.
  3. The Electromagnetic Compatibility Regulations 1992. Statutory Instrument 1992 No. 2372.





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024