Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №4(34) 2005

САМОНЕСУЩИЕ ИЗОЛИРОВАННЫЕ ПРОВОДА
Новое пособие для проектировщиков

ОАО «РОСЭП» – институт, одним из первых начавший работу по внедрению самонесущих изолированных проводов (СИП) в электрических сетях России. Помочь внедрить в стране новые технологии, позволяющие сетевым организациям значительно снизить коммерческие потери электроэнергии, а также облегчить жизнь проектным организациям, – вот главная задача компании. Результатом стало большое количество решений по строительству ВЛ с СИП, уже реализованных «РОСЭП», а также издание альбомов типовых проектов с использованием самонесущих изолированных проводов. О новом пособии для проектировщиков рассказывает Олег Павлович Скородумов.

Рис. 1. Пример конструкции подвеса двухцепной линии на железобетонной анкерной опоре



Арматура магистрали:
1, 2 – скрепа и лента бандажная;
3 – крюк;
4 – зажим натяжной;
5 –зажим соединительный;
6 – зажим плашечный;
7 – заземляющий проводник;
8 – кронштейн.
Арматура ответвлений:
9 – крюк;
10 – зажим натяжной;
11 – зажим ответвительный.


Рис. 2. Пример конструкции подвеса линии на деревянной анкерной опоре



Арматура магистрали:
1 – крюк;
2 – крюк накручивающийся;
3 – зажим натяжной;
4 – зажим соединительный;
5 – фиксатор дистанционный;
6 – зажим ответвительный;
7 – заземляющий проводник;
8 – крышка.
Арматура ответвлений:
9 – зажим натяжной;
10 – зажим ответвительный.


ОАО «РОСЭП» являлось основным разработчиком главы 2.4. седьмого издания ПУЭ, в которой отмечена необходимость применения СИП в воздушных линиях 0,4–1 кВ. Этот документ вступил в силу 1 октября 2003 г., и сейчас многие распределительные сети уже вплотную приступили к использованию СИП на ВЛ 0,4 кВ.
ПУЭ достаточно свободно трактуют термин СИП: «Самонесущий изолированный провод – скрученные в жгут изолированные жилы, причем несущая жила может быть как изолированной, так и неизолированной. Механическая нагрузка может восприниматься или несущей жилой, или всеми проводниками жгута». Документ директивно не определяет тип СИП, применяемого в распредсетях, а лишь вынуждает применять новую идею, позволяющую значительно повысить надежность линий при небольших дополнительных капиталовложениях.

Преимущества различных систем
В настоящее время среди специалистов ведутся споры о том, какой тип самонесущего изолированного провода лучше применять в России. Существует много доводов как за, так и против той или иной системы.
Некоторые утверждают, что идеально адаптированной системой для сетей РФ является только система СИП с голым несущим нулевым проводом (СИП-1, СИП-2, АМКА). Это обосновывается тем, что, согласно требованием ПУЭ, достаточно легко организовать заземления на опорах, невозможно допустить ошибку в определении нулевого провода при монтаже и присоединениях, в том числе и после длительной эксплуатации. Работа сцепной арматуры при монтаже на неизолированном несущем проводе также наиболее эффективна из-за сцепления «металл-металл».
Для кого-то предпочтительнее система с изолированным несущим нулевым проводом (СИП-1А, СИП-2А, АМКА-Т, Торсада). Доводы – облегченный монтаж анкерных зажимов, защищенность нулевого провода от коррозии, довольно большой опыт работы с такой системой, доступность материалов (наличие проводов на складах производителей), быстрое разрушение сцепной арматуры при повышенном механическом воздействии на провода (например, при падении дерева) при сохранении электроснабжения потребителей. Сейчас всё больший интерес вызывает новый тип провода – СИП, в котором отсутствует отдельный несущий элемент и все проводники являются несущими (АLUS, СИП-4, СИПс-4, СИПн-4, СИП-2АF, СИП-5). Провод такой конструкции оказывается минимум на 50% прочнее при своей относительной дешевизне. Отметим удобство монтажа: возможность отказа от монтажных роликов и отсутствие необходимости выделения несущего провода из жгута для монтажа сцепной арматуры. Эта система считается самой молодой, но даже в России уже имеется трехлетний опыт ее эксплуатации в сетях освещения Москвы («Новости ЭлектроТехники», № 1(31) 2005) и семилетний опыт работы в Калининградской области.

Таблица 1. Сравнительный анализ стоимости 1 км ВЛ 0,4 кВ с применением различных типов проводов по ценам 1-го квартала 2005 г.

Наименование, руб./% Голый провод 4 х А70 Торсада 3 х 70 + 54,6
(СИП-2А)
АМКА 3 х 70 + 95
(СИП-2)
АМКА-Т 3 х 70 + 95
(СИП-2А)
АLUS 4 х 70
(СИП-4)
Провод 53910 руб. / 24% 122743 руб. / 47% 106476 руб. / 44% 126624 руб. / 48% 93144 руб. / 41%
Опоры 64000 руб. / 28% 57600 руб. / 22% 57600 руб. / 22% 57600 руб. / 22% 57600 руб. / 22%
Линейная арматура 12500 руб. / 5% 12500 руб. / 5% 12500 руб. / 5% 12500 руб. / 5% 12500 руб. / 5%
Подготовка трассы 12500 руб. / 5% 2300 руб. / 1% 2300 руб. / 1% 2300 руб. / 1% 2300 руб. / 1%
Строительно-
монтажные работы
69000 руб. / 30% 46000 руб. / 18% 46000 руб. / 20% 46000 руб. / 17% 46000 руб. / 20%
Прочие затраты 18400 руб. / 8% 18400 руб. / 7% 18400 руб. / 8% 18400 руб. / 7% 18400 руб. / 8%
Всего 230000 руб. / 0% 259543 руб. / +13% 243276 руб. / +6% 263420 руб. / +15% 229940 руб. / 0%

Примечания:
  • расчет стоимости строительства 1 км ВЛ 0,4 кВ выполнен с разными вариантами проводов по стоимостным данным завода «Севкабель» (голый провод, АМКА, АМКА-Т, АLUS) и Иркутского кабельного завода (Торсада);
  • в каждом варианте использовано равное количество опор на 1  км: сложных опор – 3, промежуточных – 29;
  • в варианте с голым проводом использовались стойки СВ-95, в вариантах с СИП – СВ-85.


Сравнительный экономический анализ
О конструктивных и технических преимуществах СИП перед голыми проводами сказано уже много, и повторяться не имеет смысла.
В ОАО «РОСЭП» был проведен сравнительный экономический расчет одного километра воздушной линии с применением различных типов проводов и получен довольно неожиданный результат (табл.1). Стоимость километра линии с использованием самонесущего изолированного провода оказалась примерно равна стоимости одного километра линии с использованием неизолированного, а в случае с СИП-4, пусть на десятые доли процента, но меньше. Можно сделать вывод, что переход на СИП может произойти достаточно безболезненно, без особых дополнительных затрат.

СИП-4 задокументировали
Понимая всю перспективность применения системы СИП-4, «РОСЭП» создал новый, первый в России, альбом-пособие для проектирования ВЛ с использованием СИП без отдельного несущего элемента, в дополнение к уже имеющимся альбомам по проектированию ВЛ с СИП с неизолированным и изолированным несущими проводниками. Рекомендации по проектированию созданы на основании альбомов типовых проектов «РОСЭП» с использованием самонесущих изолированных проводов. В пособие включены:
  • таблицы монтажных стрел провеса и напряжений проводов для I-IV районов по гололеду и ветру в соответствии с ПУЭ 7-го изд.;
  • расчетные пролеты для опор ВЛ;
  • типовые решения для различных типов опор – одноцепных железобетонных, двухцепных железобетонных, а также деревянных. На рис. 1 и 2 приведены примеры конструкции подвеса на железобетонной и деревянной анкерных опорах.
Альбом включает в себя также примеры секционирования линии, защиты кабельной вставки, установки ОПН в конце линии, трехфазного ввода, эскизы стоек, металлоконструкций, опорно-анкерных плит и др. В отдельной части приведен подбор арматуры.





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024