Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №2(38) 2006

ПРЕДПРИЯТИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
ПРОБЛЕМЫ РАЗДЕЛЕНИЯ

С 1 апреля 2006 года вступило в силу требование Федерального закона от 26.03.2003 № 36 «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…» о запрещении совмещения деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии. Это требование ставит энергоснабжающие организации, и прежде всего предприятия коммунальной энергетики – городские электрические сети, в ситуацию, когда необходимо принимать решение о том, в каком виде существовать дальше.
Своими размышлениями на эту тему и предложениями делится Василий Васильевич Михайлов.

Василий Михайлов, генеральный директор ЗАО «Роскоммунэнерго», президент Российской ассоциации «Коммунальная энергетика», г. Москва

Передача и сбыт электроэнергии – понятия несовместные

Вообще говоря, решение о запрещении совмещения деятельности по передаче с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии правильное. Но многие руководители электрических сетей до последнего времени надеялись на то, что будут внесены изменения в Федеральный закон № 36 и переходный период продлят. Веских причин для этого было довольно много:
  • отсутствие нормативно-правовых документов, необходимых для работы в рыночных условиях;
  • наличие проблемы перекрестного субсидирования, без решения которой невозможно применение экономически обоснованных, и тем более свободных, цен и тарифов;
  • неизбежное увеличение суммарных затрат при разделении предприятий по видам деятельности и т.д.

Но сроки не продлили, и в настоящее время, в соответствии с вышеуказанным законом, энергоснабжающие организации не вправе совмещать конкурентные и монопольные виды деятельности. По отношению к предприятиям коммунальной энергетики это прежде всего передача электроэнергии и ее сбыт.
Положение осложняется отсутствием до настоящего времени (на апрель 2006 г.) Правил функционирования розничных рынков и новых Правил работы оптового рынка. Многолетняя сложившаяся практика взаимоотношений субъектов розничных рынков электроэнергии без какой-либо нормативно-правовой базы в новых условиях разделения предприятий по видам деятельности становится неприменимой.
Отмечу тем не менее, что основные положения Правил достаточно глубоко проработаны, намечены условия взаимодействия как на розничных, так и на оптовом рынках электроэнергии, и уже сейчас можно дать некоторые рекомендации предприятиям коммунальной энергетики.

Объединение по региональному принципу

Прежде всего необходимо отметить, что предприятия коммунальной энергетики, в соответствии с положениями вышеназванных документов, вполне могут претендовать на роль гарантирующих поставщиков в своих зонах обслуживания.
Основным критериям будущих гарантирующих поставщиков удовлетворяют предприятия городских электрических сетей как минимум средних районных центров. Серьезным ограничением, точнее, самоограничением, должна служить их финансовая устойчивость. Очевидно, что этот показатель напрямую зависит от объемов реализации предприятия и его финансово-экономического положения в регионе.
Российская ассоциация «Коммунальная энергетика» и ЗАО «Роскоммунэнерго» уже не первый год рекомендуют предприятиям коммунальной энергетики объединяться по региональному принципу. Сейчас, при разделении по видам деятельности, это особенно актуально. При сохранении действующих прав собственности на электросетевое имущество вполне возможно создание консолидированной региональной сбытовой компании, учрежденной самими предприятиями коммунальной энергетики.
Реформирование энергетики предполагает конкуренцию сбытовых компаний как средство если не снижения, то хотя бы сдерживания тарифов на электроэнергию. Очевидно, что наличие одной крупной и, возможно, нескольких небольших сбытовых компаний в регионе вряд ли может обеспечить реализацию этой задачи. Напротив, наличие в регионе достаточно крупной сбытовой компании, на которую смогут оказывать реальное воздействие органы власти и которая будет работать в интересах региона, не может не быть интересным для руководства региона, если оно не только занято решением сиюминутных задач, но и смотрит в будущее.

Субъект оптового рынка

При принятии решения о приобретении статуса гарантирующего поставщика (а на первом этапе его получение предусматривается путем подачи заявления в региональные органы власти) предприятие должно будет проработать возможность взаимодействия с оптовым рынком электроэнергии.
Необходимо отметить, что как статус гарантирующего поставщика, так и статус субъекта оптового рынка может быть получен только сбытовой организацией, поэтому, если энергоснабжающее предприятие не провело разделение по видам деятельности, то дорога и в том, и в другом направлении для него закрыта.
Очень многих руководителей предприятий городских электрических сетей пугает сама возможность взаимодействия с оптовым рынком. Многолетняя привычка решать все вопросы поставки электроэнергии внутри региона, через АО-энерго, сформировала круг ежедневных задач, проблем, путей их решения. Сейчас же, после разделения АО-энерго, юридические лица, образованные на их базе, вынуждены строить свои взаимоотношения как с потребителями, так и с другими энергоснабжающими организациями на совершенно иной основе.

Ложная правопреемственность

В течение последних нескольких месяцев энергосбытовые организации, выделенные из бывших АО-энерго, повсеместно направляют уведомления о своей правопреемственности по отношению к ранее заключенным договорам энергоснабжения либо предложения о заключении дополнительных соглашений к этим договорам. В то же время характер отношений по поставке электроэнергии со сбытовой организацией не может охватить весь спектр связей, сложившихся с бывшими АО-энерго.
Так, вопросы технологического и финансового взаимодействия между смежными сетевыми организациями (например, оплата транспорта электроэнергии по сетям бывшего АО-энерго, вопросы взаимодействия при подключении новых потребителей) могут решаться только самими этими организациями.
В этих условиях декларация о правопреемственности, подчас не подкрепленная никакими подтверждающими документами: выпиской из разделительного баланса, соглашением между сетевой и сбытовой компаниями бывшего АО-энерго, – без анализа юридических и финансово-экономических последствий такой правопреемственности может нанести существенный ущерб прежде всего предприятиям коммунальной энергетики.

Кто в ответе за потери

В последнее время наблюдается явное желание энергосбытовых организаций бывших АО-энерго возложить всю ответственность за потери электроэнергии, как технологические, так и коммерческие, на городские электрические сети, отдавшие сбытовую деятельность в АО-энерго.
Например, ГУП «Новосибирскоблэнерго» еще в 2001 году передало сбытовые функции в ОАО «Новосибирскэнерго», в настоящее время ЗАО «Новосибирскэнергосбыт».
Договором об оказании услуг по передаче электроэнергии по сетям ГУП «Новосибирскоблэнерго» с ОАО «Новосибирскэнерго» предусмотрено кабальное условие о том, что оплачиваются услуги по передаче только «полезного отпуска электроэнергии потребителям» (фактически форма Ф-46ЭС), формируемого ОАО «Новосибирскэнерго». Тем самым ГУП «Новосибирскоблэнерго» фактически недополучает плату за свою работу по передаче электроэнергии, относящуюся на коммерческие потери ОАО «Новоси-бирскэнерго». Причем влияние на величину коммерческих потерь ГУП «Новосибирскоблэнерго» оказать не может в принципе. Более того, письмом от 22.02.2006 г. ОАО «Новосибирскэнерго» предъявило требование ГУП «Новосибирскоблэнерго» об оплате всего объема электроэнергии, не оплаченной потребителями, но переданной по сетям, находящимся в его ведении.
Таким образом, за январь 2006 года ГУП «Новосибирскобл-энерго» получило плату за свои услуги в сумме 41,8 млн рублей, а требования по оплате потерь электроэнергии за январь 2006 года составили сумму 75,8 млн рублей (без учета НДС). То есть потери составили 40% от объема электроэнергии, поступившего в сети ГУП «Новосибирскоблэнерго». В то же время норматив технологических потерь, принятый Департаментом по тарифам Новосибирской области на 2006 год, – 13,3%. Очевидно, что сверхнормативные потери (27%) – это плохая работа сбытовой организации. При этом энергосбыту нет стимула её улучшать, если всё, недополученное от потребителей, ОАО «Новосибирскэнерго» хочет взыскать со своего партнера – ГУП «Новосибирскоблэнерго».
На наш взгляд, ГУП «Новосибирскоблэнерго» в этой ситуации должно произвести перерасчет за весь период исковой давности объема оплаченных услуг по передаче электроэнергии, исходя из утвержденного норматива технологических потерь. Затем предъявить его ОАО «Новосибирскэнерго» и, возможно в судебном порядке, добиться корректировки договора о передаче электроэнергии по тем позициям, которые явно были навязаны с использованием монопольного положения.
К сожалению, этот факт далеко не единичный. Такая ситуация имеет место в Хабаровском крае и в ряде других регионов.
Необходимо, чтобы оценку подобным действиям бывших АО-энерго дало и руководство РАО «ЕЭС России», прежде всего Центр управления реформами, так как ничего кроме дискредитации идей, заложенных в программе реформирования электроэнергетики, они принести не могут.

Разделить нельзя помиловать

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 36, в переходный период реформирования электроэнергетики возможна аффилированность сетевых и сбытовых компаний.
Опыт уже разделившихся предприятий, в том числе и АО-энерго, показывает, что в их дальнейшей деятельности возникает множество проблем самого разного характера, так как просто арифметически разделить живое предприятие невозможно. Это и некоторые виды работ, производство которых требуется для обеих сторон, разделение ответственности за технологические и коммерческие потери, необходимость совместных действий по созданию систем учета электроэнергии, взаимодействие при ограничениях электроснабжения потребителей, да и просто человеческий фактор, о котором тоже нельзя забывать.
В силу этих причин при разделении предприятия городских электрических сетей по видам деятельности необходимо в полной мере использовать возможность такой аффилированности и, в идеальном варианте, совмещение руководства обеими компаниями.
После выхода Правил функционирования розничных рынков, как уже говорилось выше, необходимо будет взвесить возможности предприятия и либо заявлять о себе от имени сбытовой компании как о гарантирующем поставщике, либо работать как энергосбытовая организация, покупающая электроэнергию у действующего на данной территории гарантирующего поставщика и продающая ее потребителям.

В ожидании Правил

Новые Правила работы оптового рынка электроэнергии изменяют взаимоотношения субъектов оптового рынка, связанные с формированием системы двусторонних договоров поставщиков и потребителей, в том числе и энергосбытовых компаний. Кроме того, Правила открывают возможность участия в работе на оптовом рынке электроэнергии широкого круга субъектов, прежде всего гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций.
Минпромэнерго России, другие министерства и ведомства и, конечно, федеральная антимонопольная служба (ФАС) России провели и продолжают вести очень серьезную работу над этим документом. Во второй половине февраля было проведено заседание Экспертного совета ФАС России по энергетике с обсуждением новых Правил работы оптового рынка. После этого состоялся ряд согласительных встреч, на которых все стороны имели возможность высказать и обосновать свое мнение по тем или иным положениям, отраженным в Правилах.
Эти обсуждения, носящие откровенный деловой характер, позволили в достаточно полной мере определить недискриминационный подход к максимально возможному кругу субъектов оптового рынка. Таким образом, самый широкий круг предприятий электроэнергетики, в том числе и коммунальных, получает реальную возможность занять свое место на будущих розничных и оптовом рынках электроэнергии.

Послабление коммерческому учету

Серьезным препятствием для работы на оптовом рынке электроэнергии, особенно для предприятий коммунальной энергетики, была необходимость создания дорогостоящей системы коммерческого учета электрической энергии, требования к которой постоянно ужесточались.
Одно из наиболее значимых направлений в новых Правилах работы оптового рынка – раздел, посвященный коммерческому учету, базирующийся на реальном положении дел в энергетике. Согласно этому разделу, гарантирующие поставщики, получающие право участвовать в отношениях купли-продажи электроэнергии на оптовом рынке в новых группах точек поставки (возможно, и энергосбытовые организации, работающие по публичным договорам, – предложение ФАС России), смогут использовать имеющиеся на дату вступления в силу Правил средства измерения в течение одного года. По окончании этого периода необходимо будет поэтапно выполнить ряд требований: по истечении года, по истечении двух лет и, наконец, четырех лет.
Таким образом, новые Правила работы оптового рынка снимают одно из основных препятствий для выхода на оптовый рынок широкого круга энергосбытовых организаций и дают возможность поставки электроэнергии на розничные рынки нескольким участникам.

Недавно Федеральная служба по тарифам России и ОАО «РАО ЕЭС России» начали серию совещаний-семинаров под названием «Тарифно-балансовая проблематика в условиях реформирования электроэнергетики: от разобщенности к альянсам», проводимых по федеральным округам (репортаж о первом совещании для специалистов Центрального и Северо-Западного регионов можно прочитать в «Новостях ЭлектроТехники» № 1(37) 2006).
Поиск взаимоприемлемых решений в работе над нормативно-правовой базой энергетики, в повседневной жизни энергетического сообщества, с привлечением всех его участников – единственно конструктивный путь создания оптимального уровня отношений в электроэнергетике, гарантия реализации главной задачи всех энергетиков – надежной и бесперебойной поставки электроэнергии потребителям.





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024