Новости Электротехники 3(123) 2020





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №

ЗАО «ВНПО ЭЛСИ»: СТАЛЬНЫЕ МНОГОГРАННЫЕ ОБЛЕГЧЕННЫЕ ОПОРЫ ДЛЯ ВЛ 35-220 кВ

Юрий Гунгер, к.т.н.,
Юрий Лавров, к.т.н.,
ЗАО «ВНПО ЭЛСИ», г. Новосибирск,
Александр Зевин, д.т.н., ОАО «СевЗапНТЦ»,
г. Санкт-Петербург

Воздушные линии (ВЛ) 35, 110 и 220 кВ – основа распределительных сетей и главные каналы передачи электроэнергии крупным промышленным потребителям. В связи с большой протяженностью и значительной стоимостью этих линий актуальна разработка новых конструкций опор и технологий строительства, которые снизят стоимость и сроки сооружения ВЛ, что особенно важно в районах со сложными климатическими условиями, например, в Сибири, на Дальнем Востоке и т.д.

Положение о технической политике в распределительном электросетевом комплексе, разработанное ФСК ЕЭС, определяет мероприятия, повышающие эффективность, технический уровень, надежность и безопасность распределительных сетей на основе апробированных, научно обоснованных решений и технологий. В частности, в п. 2.5.3 главы 2.5 «Воздушные линии электропередачи» Положения рекомендуется применять для ВЛ 110–220 кВ в качестве промежуточных опор одноцепные и многоцепные стальные многогранные опоры (СМО).



СМО – НЕИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

В 1970-х годах СМО начали массово применять при строительстве ВЛ в США, несколько позже – в Западной Европе, а в последние 10 лет – в наиболее развитых странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока.
В СССР в 1970-х годах также пытались освоить выпуск СМО: на Волгоградском заводе металлоконструкций была создана технологическая линия, на которой изготавливались опоры серий ПМ и ПМО для ВЛ 110 и 220 кВ.
Следует отметить, что конструкция стоек СМО не менялась с момента их изобретения. Безусловно, по сравнению с башенными решетчатыми опорами они обладают рядом преимуществ, однако, по мнению авторов статьи, не идеальны.
Главный недостаток СМО – неоптимальная конструкция с точки зрения нагрузок, влияющих на опоры ВЛ в основных рабочих и аварийных режимах (рис. 1). Так, напряжения конструкции в нейтральных осях сечения при действии нагрузок равны нулю, т.е. часть материала просто не работает, в результате чего конструкция изначально тяжелее, чем требуется.
Помимо неоптимального сечения, у СМО есть и другие недостатки:
  • неудобство выполнения такелажных работ, т.к. на гладкой стойке СМО нет элементов, за которые можно закрепить стропы;
  • неудобство установки опор, т.к. их строповка может быть выполнена только под нижнюю траверсу, для чего на трассе ВЛ нужны краны с достаточно длинными стрелами, которые не всегда есть у монтажных организаций, а если и есть, то не всегда обладают достаточной проходимостью;
  • невозможность подъема на опору по её конструктивным элементам (требуются автовышки или специальные приспособления), что увеличивает сроки и стоимость строительства ВЛ;
  • наличие замкнутых полостей, в которых может образовываться конденсат, не высыхающий длительное время и вызывающий коррозию.
Сечение стальных решетчатых опор (СРО) более удачно, т.к. здесь нагрузки воспринимаются четырьмя несущими поясами, а в нейтральных осях сечения расположены легкие раскосы.

НОВЫЙ ЭТАП В ЭВОЛЮЦИИ ОПОР

Стальные многогранные облегченные опоры (СМОО) – это продукт, в котором сочетаются и развиваются технические идеи, реализованные в СМО и СРО.
От конструкции СМО почерпнута идея узкой базы и переменного по высоте опоры сечения стойки, а из конструкции СРО – идея четырех несущих поясов и раскосов по нейтральным осям сечения. В результате этой комбинации СМОО соединили в себе достоинства стальных многогранных и решетчатых опор и в то же время не имеют их недостатков.
Конструкция СМОО обладает новизной мирового уровня: на сегодня авторы уже получили патенты РФ, Китая, Индии и ОАЭ. Группа компаний ЭЛСИ промышленно производит СМОО для ВЛ 35, 110 и 220 кВ. Опоры собираются из двух секций, тросостойки и траверс с помощью болтовых соединений, легко транспортируются, не требуют точной установки фундаментной трубы.
Все секции СМОО изготавливаются из стали С345 по ГОСТ 27772-88 (марка стали 09Г2С по ГОСТ 19282-73*), что позволяет эксплуатировать опоры в районах с температурой ниже –50 OС.
Одностоечная свободностоящая опора крепится к фундаменту с помощью фланцевого соединения. Фундамент опоры – стальная труба диаметром 530 или 720 мм и толщиной стенки 8–10 мм забивается, вибропогружается или устанавливается в пробуренный котлован, глубина которого определяется характеристиками грунта (обычно она составляет 4–5 метров, что обеспечивает устойчивость опоры без дополнительных ригелей).
Опоры спроектированы на расчетные нагрузки по ПУЭ 7-го издания для районов с умеренной пляской проводов (табл. 1; рис. 2).
Стальные многогранные облегченные опоры не только лишены недостатков многогранных опор, но и обладают меньшим весом при тех же несущих характеристиках за счет оптимальной конструкции сечения (табл. 2).
Таким образом, СМОО, предлагаемые группой компаний ЭЛСИ, более удобны в монтаже и эксплуатации, чем СМО, а также обладают меньшим весом и соответственно меньшей ценой.



630024, г. Новосибирск, ул. Сибиряков-Гвардейцев, 50
Тел.: (383) 353-4662, 217-4009, 217-4010, 217-4011
e-mail: elsi@elsi.ru, www.elsi.ru




Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2020