Новости Электротехники 3(117) 2019





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №5 (53) 2008 год     

ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ. СОЧИ-2008

"Повезло нам с погодой" - такими словами открыл пленарное заседание Седьмого Всероссийского семинара-совещания "Предварительные итоги тарифного регулирования в 2008 году и задачи органов государственного регулирования на 2009-2010 годы", который состоялся в середине октября в Сочи, глава ФСТ Сергей Новиков. И впрямь, хмурое небо и проливной дождь заставили участников семинара забыть о том, что они находятся на курорте, и всецело посвятить себя работе. причем увлечься так, что полноценных двух дней не хватило для обсуждения всех накопившихся вопросов.

Подготовил Валерий Журавлев, «Новости ЭлектроТехники»

Традиционно организаторами мероприятия выступили Федеральная служба по тарифам и администрация Краснодарского края.
В семинаре приняли участие представители министерств РФ, руководители органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере государственного регулирования тарифов, ведущие специалисты сетевых, энерго- и газоснабжающих организаций, производителей электроэнергии, гарантирующих поставщиков, независимых энергосбытовых компаний.
В ходе работы семинара обсуждались такие вопросы, как:
  • подведение предварительных итогов тарифного регулирования в 2008 году и планы на 2009-2010 годы;
  • условия функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики;
  • предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории субъектов РФ;
  • перспективы государственного тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса на 2009-2010 годы;
  • опыт стран Центральной и Восточной Европы в защите интересов уязвимых групп потребителей.
Также участники семинара-совещания ознакомились с проектом федерального закона "О системе экономической поддержки отдельных категорий потребителей электрической энергии (мощности)" и с проектом изменений и дополнений в Методические указания по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
Многие рассматриваемые вопросы напрямую касались только самих регуляторов. Но некоторые выступления затрагивали интересы и производителей, и потребителей электроэнергии. Именно на них мы остановимся подробнее в нашем материале.
Открывая совещание, руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков отметил:
- С 1 июля Федеральная сетевая компания и межрегиональные сетевые компании функционируют раздельно, без договора о доверительном управлении, то есть сетевая вертикаль в электроэнергетике на сегодняшний день в этой зоне тоже отсутствует. С учетом всех изменений, в том числе структурного характера - образования Минэнерго, ликвидации РАО "ЕЭС России", создания независимых генерирующих компаний и так далее, мы подошли к тому моменту, когда должны оценить, что, собственно, сделано и что предстоит сделать. А из сделанного выделить то, что показало себя недостаточно эффективным и подлежит корректировке и изменениям. Первый заместитель губернатора Краснодарского края Евгений Муравьев подчеркнул, что в условиях мирового финансового кризиса необходимо сохранить набранные за несколько лет темпы развития территорий.
- Во многом это зависит от тех вопросов, которые рассматриваются на совещании, - сказал Евгений Муравьев. - Развитие оптового и розничного рынков электрической энергии, финансирование производственных и инвестиционных программ в электроэнергетике, экономически обоснованные тарифы, безусловно, влияют на социально-экономическую ситуацию.

ТАРИФЫ И ПЛАТА ЗА ПРИСОЕДИНЕНИЕ

Некоторые цифры, касающиеся тарифообразования, озвучила начальник Управления регулирования и контроля за ценообразованием в электроэнергетической отрасли ФСТ России Елена Помчалова.
В конце июля ФСТ приняла сводный прогнозный баланс электроэнергии и мощности на 2009 год. Потребление в стране вырастет на 3,3 % и составит один триллион шестьдесят шесть миллиардов киловатт-часов. На основе этого баланса приняты предельные уровни тарифов: регулируемый тариф вырастет на 19 % и в среднем составит 158копеек. Максимальный уровень тарифа (в децентрализованной зоне Дальнего Востока) составит 339 копеек, минимальный (в Сибирском федеральном округе) - 112 копеек.
Тариф для населения возрастет на 25 %, то есть в среднем составит 213 копеек. Максимальная цена киловатт-часа электроэнергии (опять же в децентрализованной зоне Дальнего Востока) - 373 копейки, минимальная (тоже в Сибири) - 152 копейки.
В своем выступлении Елена Помчалова подняла и актуальную для многих потребителей тему платы за технологическое присоединение. В октябре нынешнего года в Методические указания по определению размера платы за техприсоединение № 277-э/7 были внесены изменения, которые должны упростить и удешевить процедуру присоединения. Кроме того, с той же целью разрабатывается еще ряд поправок в другие нормативные документы.
- Все потребители до 15 киловатт теперь оплачивают сумму в 5,5 минимальных окладов труда вне зависимости от цели этого присоединения, - сказала Елена Помчалова. - Кроме того, если будут приняты изменения в Постановление Правительства № 861, потребители, которым необходимы от 15 до 100 кВт, получат возможность рассрочки оплаты на три года при условии 5 %-го аванса от стоимости техприсоединения. Также уже внесена поправка в Федеральный закон "Об электроэнергетике", касающаяся принципа "одного окна". Потребитель обращается с заявкой на техприсоединение в сетевую организацию, а все остальные действия по согласованиям ложатся именно на сетевую компанию.
Готовится и еще одна поправка, согласно которой у потребителя появится право продажи присоединенной сетевой мощности обратно сетевой компании по цене приобретения.

RAB

Советник председателя Правления ОАО "ФСК ЕЭС" Павел Шпилевой отметил, что в нынешних условиях задачей номер один для электросетевых компаний является переход на RAB - систему регулирования тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала.
- Глобальный экономический кризис доказал несостоятельность действующей модели регулирования, - сказал Павел Шпилевой. - Возврат инвестиций предполагался через плату за техприсоединение. При этом тариф на передачу электроэнергии занижался. Врезультате планы по доходам от технологических присоединений в 2008 году будут выполнены только на 40 %, в 2009 году выручка снизится еще больше, а с 2011 года ее не будет вообще, поскольку с этого года плату за присоединение планируется вообще отменить.
Дефицит электросетевых мощностей остается существенным и, к примеру, в мегаполисах - Москве и Санкт-Петербурге отстает от спроса на два-три года. На сегодня МОЭСК и "Ленэнерго" достигли предела заимствований, поэтому зависимость энергокомпаний от сбора платы за техприсоединение надо минимизировать.
Основным источником инвестиций, по мнению выступавшего, должен стать тариф на передачу, а не плата за техприсоединение.
Долгосрочные тарифные решения в RAB снижают риски инвесторов, а это самое важное для них в текущих условиях. Через несколько месяцев, когда рынки капитала начнут открываться, привлечь займы будет возможно только под низкие риски. И как раз электросети могут быть надежным источником инвестиций.
Вся нормативная база по RAB принята правительством страны и ФСТ. Пилотные проекты уже стартовали в Астрахани, Твери, Перми. С 2009 года на такую систему регулирования тарифов планируют перейти Белгород, Липецк, Тула, Ростов и другие.
Павел Шпилевой также подчеркнул, что с 1 января 2009 года критически важно перевести на RAB Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Ленинградскую, Свердловскую и Тюменскую области - крупные регионы, которым требуются большие инвестиции и в которых сейчас самая большая плата за техприсоединение.
В качестве примера докладчик привел "Ленэнерго". По его словам, если с 1 января 2009 года эта энергосистема перейдет на RAB с пятилетним тарифом, то с этого же срока плата за техприсоединение уменьшится вдвое, что в свою очередь снизит себестоимость одного квадратного метра жилья в Петербурге на 3-5 %. Инвестиционная программа компании в 2009-2013 годах может составить 72 млрд рублей. 30 % инвестиций будет профинансировано за счет платы за присоединение, 70 % - в тарифе на передачу электроэнергии. С учетом сглаживания выручки внутри пятилетнего периода рост тарифа на передачу составит 35 % в год.
Павла Шпилевого поддержала в своем выступлении и Елена Помчалова. Она отметила, что уже приняты Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала и утверждены долгосрочные тарифы для пилотных регионов. Норма доходности на инвестированный капитал, утвержденная Приказом ФСТ от 15.08.2008 № 152-э/15 и согласованная с Минэкономразвития России, составляет:
  • на инвестированный капитал - 12 %;
  • на капитал, инвестированный до принятия RAB: на первый год - 6 %, на второй год - 9 %, на третий год - 12 %.

НП "СОВЕТ РЫНКА"

3 сентября 2008 года было образовано некоммерческое партнерство "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" (НП "Совет рынка"). О задачах, стоящих перед этой организацией, на совещании регуляторов рассказал председатель Наблюдательного совета НП "Совет рынка" Сергей Белобородов. Он заметил, что Парт-нерство - это фактически НП "Администратор торговой системы", образованное еще в конце 2001 года, только с множеством новых функций, перешедших к нему после ликвидации РАО "ЕЭС России".
Общее руководство деятельностью НП "Совет рынка" осуществляет Наблюдательный совет - коллегиальный орган управления, определенный Федеральным законом от 04.11.2007 № 250-ФЗ. Наблюдательный совет состоит из четырех палат: производителей, потребителей, инфраструктуры и государства. Правом вето на решение Наблюдательного совета обладает каждая палата, инфраструктурная организация и Министерство энергетики.
При Наблюдательном совете сейчас работают:
  • Комитет по модели рынка, в задачи которого входит разработка регламентов работы рынков электроэнергии и мощности, подготовка изменений в договор о присоединении;
  • Комитет по коммерческому учету, вносящий предложения по совершенствованию системы коммерческого учета;
  • Комиссия по платежам на оптовом рынке электрической энергии и мощности, занимающаяся рассмотрением вопросов, связанных с задержкой и отсутствием платежей участников ОРЭМ;
  • Третейский суд при НП "Совет рынка", рассматривающий споры участников рынка;
  • Комиссия по рассмотрению обращений (жалоб) на действия (бездействие) субъектов электроэнергетики, препятствующих доступу на оптовый рынок электроэнергии;
  • Комиссия по собственным нуждам;
  • Дисциплинарная комиссия, занимающаяся рассмотрением вопросов, связанных с нарушением правил работы рынка;
  • Рабочая группа по рассмотрению отчетов о результатах осуществления контроля соблюдения ОАО "СО ЕЭС" правил ОРЭМ.
Планируется создание Комиссии по нормотворческой деятельности, рабочих групп по анализу ценообразования на ОРЭМ, по целевому рынку мощности и по розничному рынку.
- К сожалению, - отметил Сергей Белобородов, - пока многие участники рынка электроэнергии не знают о существовании таких комитетов и комиссий при НП "Совет рынка" и о том, что при возникновении сложных вопросов в своей деятельности они могут обращаться именно к нам. Потому что полномочий, как, впрочем, и ответственности, у "Совета рынка" намного больше, чем у предшественника.
Пользуясь тем, что в зале присутствовали представители практически всех регулирующих органов России, Сергей Белобородов сказал, что в Наблюдательный совет сейчас приходит множество жалоб на деятельность регуляторов, и подчеркнул, что "Совет рынка" будет самым тщательным образом рассматривать все заявления:
- Федеральная служба по тарифам и региональные энергетические комиссии не должны быть задействованы в фактах какой-либо дискриминации любых участников рынков электроэнергии.

О РЫНКЕ МОЩНОСТИ

Первый заместитель председателя РЭК Свердловской области Надежда Запорожец обратила внимание присутствующих на то, что существующая методологическая база содержит различные определения мощности электроэнергии:
  • оплачиваемой сбытовыми организациями;
  • учитываемой при определении тарифов;
  • оплачиваемой потребителями.
Выступающая предложила изменить нормативную базу и дать единое определение мощности с разбивкой по иным группам:
  • фактически потребляемой и планируемой (расчетной);
  • для одноставочных и двухставочных потребителей;
  • для расчетов за покупку и передачу мощности.
По мнению Надежды Запорожец, поддержанному многими присутствующими на совещании, это поможет устранить многие противоречия в тарифном регулировании.

ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

С докладом "Защита уязвимых потребителей при рыночных условиях - регулирование в Европейском Сообществе и практика стран-членов ЕС" выступил приглашенный на совещание директор Управления энергетики Венгрии, председатель Президиума Региональной ассоциации органов регулирования энергетики (ERRA) доктор Габор Сореньи.
Доклад был довольно продолжительным, поэтому приведем только самые интересные, на наш взгляд, цитаты:
  • Органы регулирования должны быть полностью независимыми от интересов самой электроэнергетической отрасли. По крайней мере, именно они должны быть ответственными за обеспечение недискриминации, эффективной конкуренции и эффективного функционирования рынка электроэнергии.
  • Потребители должны иметь право расторжения контрактов с поставщиками электричества без штрафных санкций, право компенсаций, если уровень качества услуг не соответствует требованиям, доступ к информации через счета и веб-сайты энергоснабжающих компаний, право замены поставщика электроэнергии в течение двух недель, право быть информированным, по крайней мере раз в квартал, о действительном потреблении электричества и т. д.
  • В европейских странах абонент должен тратить на оплату электроэнергии не более 4,7 % своего дохода. Потребитель, чья оплата за электричество достигает 10 % от дохода, относится к уязвимым потребителям, находящимся в состоянии энергетической бедности. Чаще всего к ним причисляются инвалиды, малообеспеченные, недееспособные граждане, люди с хроническими заболеваниями и проживающие в сельской местности. Регулирующие органы должны обеспечить таким абонентам надежное энергоснабжение в любых ситуациях и выработать систему социальной помощи. Потребитель может рассчитывать на такие меры социальной поддержки, как платежи за электроэнергию частями или отсроченные платежи. Отключение уязвимого абонента является крайней мерой, при этом недееспособных граждан отключать запрещено.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЭЛЕКТРОПОТРЕБЛЕНИЕ

Министерством экономического развития России подготовлен проект постановления Правительства РФ "Омерах по реализации социальной политики в сфере потребления электрической энергии", который сейчас находится на согласовании в органах исполнительной власти РФ. Он предполагает введение нормы субсидируемого потребления электрической энергии, то есть социальной нормы.
По проекту, с 1 января 2010 года население страны будет платить за электроэнергию по двум ставкам. В объеме установленной нормы субсидируемого потребления - по специальным тарифам, устанавливаемым регулирующими органами, а сверх этой нормы - по экономически обоснованным тарифам (читай, по рыночным ценам).
Субсидируемые нормы потребления будут определять организации, поставляющие электроэнергию и мощность потребителям. При этом в проекте постановления указаны формулы, по которым эта норма определяется отдельно для 5 групп:
  • домохозяйств (отдельный жилой дом или квартира), расположенных в городе и оборудованных стационарными электроплитами или электроотопительными установками;
  • тех же, но не оборудованных электроплитами;
  • домохозяйств в сельской местности с электроплитами;
  • тех же, но без электроплит;
  • домохозяйств при воинских частях и исправительно-трудовых учреждениях.
Проект постановления вызвал живое обсуждение у присутствующих на совещании. Сергей Новиков сказал, что идея социальной нормы электропотребления не нова и выдвигалась еще во времена РАО "ЕЭС России". Кроме того, в России далеко не все "домохозяйства" оснащены приборами учета. Отдельно глава ФСТ заметил:
- Не совсем понятна идея отнесения социальной нормы не на человека, а на счетчик. Это вызовет колоссальное число проблем, и венгерский опыт это подверждает. Если человек имеет не одну, а несколько квартир, то он на каждый счетчик будет иметь льготу. А если взять коммуналку с одним счетчиком, в которой живут несколько семей, то на каждого человека размер этой преференции получается в несколько раз меньше. Справедливо ли?
Мы начинаем выстраивать конструкцию, очень сложную с точки зрения социальной поддержки. А переход на подушевой учет потребует не только огромных денег, но и больших сроков.
Позицию Минэкономразвития попытался пояснить представитель министерства Алексей Мокрушкин:
- Действительно, вопрос социальной нормы потребления достаточно сложный, спорный, и он сейчас обсуждается. Но я хотел бы отметить такой момент. Сейчас идет очень жесткая борьба за энергоэффективность, что поручено нам президентом России. И эти социальные нормы, в принципе, очень хорошо вписываются в меры по снижению потребления электрической энергии.
Семинар в очередной раз показал, что с течением времени в электроэнергетике, особенно в сфере тарифообразования, возникает больше проблем, чем появляется ответов на вопросы, заданные в предыдущие годы.
Меж тем уже через два с небольшим года весь объем электроэнергии, поставляемой всем категориям потребителей, кроме населения, будет продаваться по свободным ценам. будет ли готов российский рынок к такому шагу? Попробуем узнать об этом через год, на следующем семинаре-совещании регулирующих органов.




Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2019